Могут ли присоединиться к Православной Церкви представители других религий?
На вопрос отвечает руководитель миссионерского отдела Каменской епархии протоиерей Александр ДУБАСОВ
Церковь является «Богом установленным обществом человеков, соединенных между собою Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».
Вступление в благодатный живой организм Церкви начинается Таинством Крещения. Правильно совершенное крещение не может быть повторено.
Крещение не повторяется и над теми, кто после отпадения от Церкви приносит покаяние и возвращается в нее, ибо печать этого Таинства неизгладима.
Крещение совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы.
Совершителем Таинства Крещения могут быть епископы и священники. Но в случае смертельной опасности Крещение может быть совершено мирянином. При этом не принимается Крещение от лица некрещенного. И не допускается самокрещение.
Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом Крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула.
Во избежание повторного Крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать Крещение в условной форме: «Крещается раб Божий имя рек, аще не крещен».
Для принятия Таинства Крещения необходимо проходить подготовку. Для Крещения младенца подготовку проходят родители и крестные (восприемники). На восприемников возлагается обязанность следить за ростом религиозного и нравственного сознания новокрещенного. Со своими крестниками и их родителями восприемники вступают в отношения, которые именуются духовным родством, имеющим особое значение в брачном церковном праве.
К Крещению не допускаются лица с поврежденным умом и подавленною волею, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность.
Не всякое лицо допускается до восприемничества. От восприемничества устраняются родители крещаемого, монахи, малолетние.
Кроме Крещения, существует и другой способ вступления в Православную Церковь, но открыт он, разумеется, только для тех, кто уже принял Таинство
Крещения, однако вне Православия. Различают три чина присоединения инославных, желающих присоединиться к Православной Церкви.
Итог правотворчеству Древней Церкви по вопросу о присоединении раскольников и еретиков подводит 95 правило Трулльского Собора, каноны которого требуют принимать по первому чину – через Крещение – язычников, магометан, евреев и крайних еретиков (павлиан, евномиан, савеллиан, монтанистов); по второму чину – через Миропомазание – македониан, новациан, ариан, аполинариан; и наконец, по третьему – через Покаяние – несториан и монофизитов.
Что же касается инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, то ныне существует такая практика: католиков, если они миропомазаны, присоединяют к нашей Церкви с начала XVIII века по третьему чину. Так же присоединяются и старокатолики.
Англикане, протестанты и старообрядцы принимаются по второму чину; а сектанты крайнего толка, вроде молокан, духоборов, иеговистов, субботников, присоединяются к Православной Церкви, как и нехристиане – через Крещение.