Мы вступаем в третью неделю Великого поста — Крестопоклонную.
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия, - писал апостол Павел христианам Коринфа (1 Кор. 1, 18). Юродство? Да. Сколько раз за два христианских тысячелетия задавали люди этот вопрос: почему мы должны поклоняться кресту, всего лишь орудию казни? Один молодой человек, помнится, сформулировал так: «А если бы Иисуса не распяли, а расстреляли, вы носили бы на шее изображение пулемета?»
…А для нас — сила Божия, «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение…». И за Великим повечерием мы молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас, грешных»!
Но какая же это сила — крест, место предельного бессилия, беспомощности, страдания? Мне показалось, что на этот вопрос очень хорошо ответил своей проповедью Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), который в начале ее задает вопрос: почему Сын Божий был готов умереть на кресте?
«…Отвечая на этот вопрос, некоторые скажут: потому что Он любил людей. Несомненно, это так! Другие ответят: потому что хотел уничтожить зло в нашем мире. И это — правда. Еще скажут: Господь хотел вновь ввести людей в потерянный ими рай. Все это совершенно правильно! Но вот что говорит Сам Христос: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38). И перед крестными страданиями Он молится в Гефсимании: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26, 42).
Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, ни на какие трудности, страдания и самою смерть, - это и есть крест в понимании Церкви.
Конечно, в первую очередь слова эти относятся к Кресту Господню — исполнению Христом Спасителем воли Его Небесного Отца. Крест Господень — это торжество исполнения закона Божиего, воли Божией и заповедей Божиих. Посему и Церковь победно возглашает: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению", - утверждая подвиг Креста Господня, который есть великое и полное послушание воле Божией, победа над последним врагом — смертью.
И для нас, христиан, тот крест, к которому призывает каждого из Своих учеников Спаситель: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34), - есть также не что иное, как призыв к исполнению заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется в годы, отпущенные ему на земле. Тогда крест каждого из нас становится подобием Креста Христова. Тогда сила, полученная Спасителем от исполнения Им воли Отца, становится и нашей силой. Тогда особым смыслом наполняются слова возвышенных церковных песнопений: "Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа"! Какова может быть победа немощного человека над могущественным злом этого мира? Она может быть достигнута только исполнением заповедей Божиих, и эта победа станет никем и ничем непобедима!»
Почему именно в эту субботу, в канун третьей недели поста за всенощной крест выносят на середину храма и оставляют там на всю последующую седмицу? Потому что на этой седмице мы переходим экватор Великого поста: мы устали, а впереди еще Страстная, требующая огромного духовного напряжения; крест нужен нам как укрепление, как сила, содействующая нашим усилиям. Ведь пост есть послушание Богу: первым постом был запрет вкушать плоды от древа познания для Адама и Евы. Последствия нарушения этого поста нам известны… Но пасхальное торжество все ближе, присутствие его всё явственней: «Торжества день, востанием Христовым, смерть безвестна показася, жизни возсия заря, Адам востав ликует радостию: темже воскликнем, победную поюще. Поклонения день честнаго Креста, приидите к сему вси: восстания бо Христова зари, светосияяй предлагает ныне, того облобызаим душевно радующеся».
Источник: Русская народная линия