В Екатеринбургской духовной семинарии состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии».
Речь на очередной встрече, которую традиционно организовали Екатеринбургская духовная семинария и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, шла об основных методах датировок археологических и палеонтологических находок. С докладом выступил игумен Моисей (Пилатс) — наменик Алапаевского мужского монастыря во имя ноомучеников исоведнков Цекви Русской, кандидат богословия, заведующий Библейско-богословской кафедрой ЕПДС, неоднократный участник церковно-археологических экспедиций.
Как отметили организаторы семинара, многие методы датировок археологических и палеонтологических находок развивались и оттачивались в течение десятилетий и даже столетий. Вопрос датировок для богословия весьма значимый, поскольку длительности событий, указанные в Священном Писании и Священном Предании в неких единицах («день», «век», «век веков») расходятся с научными данными нередко в миллионы раз при условии, что эти единицы не меняли своей длительности от Сотворения мира.
Отец Моисей, как истинный ученый, прежде всего обозначил и расклассифицировал те методы датировок, которых он собирался коснуться. Он выделил две группы датировок: абсолютное датирование, устанавливающее дату начала события в череде палеонтологической летописи, и относительное датирование, позволяющее установить длительность события без привязки к конкретной дате.
Как рассказал докладчик, самым современным методом абсолютного датирования является радиоуглеродный анализ (автор — Уиллард Либби, 1908-1960). Не вдаваясь в тонкости этого метода, отметим, что он основан на данных о скорости разложения радиоактивного углерода 14C, период полураспада которого, составляет 5730 ± 40 лет. Лаборатории, занимающиеся радиоуглеродным анализом, — это современные наукоемкие организации. Метод радиоуглеродного датирования позволил английскому археологу Джону Гарстангу (1876-1956) уточнить датировку падения Иерихона, когда иудеи, возглавляемые Иисусом Навиным, окружили город. По результатам исследований Гарстанг опубликовал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «город IV», примерно 1400 г. до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I). Как отметили организаторы, отец Моисей рассказал еще много удивительного о разрушении Иерихона, но это уже не касалось радиоуглеродного анализа.
Далее отец Моисей рассказал, что ближе всего к современности история Туринской плащаницы. Согласно радиоуглеродному анализу трех образцов ткани боковой полосы возраст плащаницы 1260-1390 ± 40 лет г. н. э. Исследование проведены солидными лабораториями Оксфордского Университета штата Аризона и Швейцарского института Технологии. Сразу же апологеты радиоуглеродного метода стали утверждать, что Туринская плащаница — подделка средневековых алхимиков, но отнюдь не ткань, в которую было завернуто тело Господа нашего Христа Иисуса после снятия его с Креста. Правда, было не вполне понятно, почему эти «зловредные» алхимики решили обмануть людей именно нашего времени, ведь радиоуглеродный анализ, фотография высокой степени разрешимости стали применяться лишь с прошлого века, отметил отец Моисей. И вот здесь-то, кроме радиоуглеродного анализа, пришлось использовать другие методы абсолютного датирования.
Очень помог споро-пыльцевой анализ: пыльца растений с плащаницы принадлежит солелюбивым растениям, которые встречаются только в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос. Почему же ошибся радиоуглеродный метод? Плащаница имеет долгую и трудную истории. В частности, она перенесла пожар. А это вполне может внести коррективы в радиоуглеродные датировки.
Кроме упомянутых выше методов, отец Моисей рассказал о ряде других методов датировок.
Например, термолюминисцентный метод, позволяющий датировать керамические образцы; дендрохронологический метод, связывающий длительность периода с годовыми кольцами деревьев; керамические часы, основанные на анализе керамики; эпиграфика, берущая за основу содержание и формы надписей на камне, керамике, металле и пр.; нумизматика. Каждый из этих методов дал неоспоримое доказательство историчности тех или иных Библейских событий.
Так, дендрологический метод позволил подтвердить историю Иосифа, проданного в египетское рабство: согласно Библии, Иосиф смог предсказать фараону урожайные и неурожайные годы. Дендрологический анализ артефакта (деревянного ящичка) доказал существование семи очень широких годовых кругов (7 сытых лет), которые сменялись семью очень узкими кольцами (7 голодных лет).
Нумизматика еще раз подтвердила реальность Понтийского Пилата: были найдены монеты с его изображением и абсолютно недвусмысленными надписями.
Отец Моисей принес несколько экспонатов своей керамической коллекции. Это очень волнующе, подержать в руке кусочек керамики, которому более 2000 лет! – отметили участники семинара.
По словам организаторов семинара, докладчику, как всегда, было задано множество вопросов. Частично ответы на них можно услышать на радио «Воскресение» в программе Анны Буданцевой «Гость студии» (выйдет в эфир в конце марта).
Отец Моисей согласился прийти на следующее заседание, которое состоится во второй половине апреля и будет посвящено вопросом устройства мира. Предполагаются два докладчика: профессор Виталий Леонидович Гапонцев, доктор физико-математических наук и иерей Константин Корепанов, преподаватель Миссионерского института.
Источни: Екатеринбургская епархия