О церковной свече

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности, в соответствии со Священным Писанием, где сказано: «…на подсвечнике чистом должны… ставить светильник пред Господом всегда» (Исх. 27, 20-21; Лев. 24, 1 — 4). Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных "Моисею Господом (Ис.25,31-37).

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты, Господи, светильник мой", — восклицает царь Давид (2 Цар. 22, 29). " Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей", — говорит он в другом месте (Пс. 118, 105).

Возжигали свечи и святые Апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались для проповеди слова Божия, молитвы и "преломления хлеба», то есть таинства Евхаристии.

С тех пор христиане при Богослужении всегда возжигали свечи. Это было обусловлено не только необходимостью освящать помещения ночью, когда по большей части и происходили молитвенные собрания первых христиан. В этом был глубокий духовный смысл.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Догмат VII Вселенского Собора определяет, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей.

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелам и святым, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Часто живя как неверующие, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – как будто свеча сама по себе может умолить и умилостивить за нас Бога!

Нет, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу».

И последнее. Свечи надо приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами храма, и ставить эти свечи перед иконами – не следует. Свеча, приобретенная в храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу. Свеча, купленная вами за стенами храма и затем принесенная в храм – это не жертва.

Протоиерей Александр Дубасов