Игуменья Земли Русской

Дорогие братья и сестры,

сегодня Святая Церковь отмечает день обретения мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и ее верной келейницы инокини Варвары. Это второй праздник в году, посвященный Елисавете Феодоровне. Первый — день ее мученической кончины 18 (5 ) июля. В этот день, одновременно с ней, Христова Церковь прославляет другого своего великого угодника — преподобного Сергия Радонежского. Это наложение празднования двух великих святых одновременно создает некоторое неудобство как в богослужении, так и в сердцах многих верующих: слишко велики эти святые, как два медведя в одной берлоге.  Как известно, Русская Зарубежная Церковь перенесла празднование памяти Елисаветы Феодоровны на день раньше и прославляет ее одновременно с Царственными страстотерпцами, именно по этой причине — нежелание "умалять" память двух великих святых соединенной службой. Русская Православная Церковь, сознавая явную недостаточность одного дня в году, отведенного для памяти подвига Елисаветы Феодоровны,  в 2016 году учредила еще один день памяти — день обретения ее мощей 11 октября. И что же мы видим? На этот день приходиться память родителей преподобного Сергия, преподобных Кирилла и Марии! Господь как будто дает понять нам, что связь этих двух святых установлена Богом, а не человеком, и мы не правы в своих попытках разделить их. Нужно постараться вместить в своё сердце их обоих вместе. А для этого нужно понять, что их связывает меду собой.

А связь видимая и очень явная. В духовном откровении будущей сестры Марфо-Мариинской обители Ефросинии (в монашестве — Любови), случившемся в 1912 году, и записанном в дневнике духовника Марфо-Мариинской обители отца Митрофана, "святая многострадальная княгиня Елисавета"  предстоит в раю с золотым распятием в руках, по левую руку от неё — преподобный Сергий Радонежский, а по левую — сам духовник Марфо-Мариинской Обители Митрофан, будущий преподобноисповедник Сергий Сребрянский, при посриге в монашество получивший имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Мученическая кончика Елисаветы Феодоровны приходится на день памяти преподобного. И, наконец, не стоит напоминать, кто являлся небесным покровителем супруга Елисаветы Феодоровны.

Итак, видимая связь очевидна.  Но что стоит за этой видимой связью? Почему Господь соединил этих двух великих святых не только Русской Церкви, а всего православного мира? Они же очень разные. Митрополит Антоний Сурожский говорил о преподобном Сергии в  своей проповеди 18 июля 1971 года, что "его жизнь настолько проста, настолько прозрачна, что ее можно только созерцать. С детства он полюбил Бога простой и цельной любовью, и в течение всей своей жизни он был прост, и все проще, так, что в последнем итоге, когда в него вглядываешься, все меньше чувствуешь, что можно о нем что-либо сказать". А жизненный путь Елисаветы Феодоровны, напротив, так сложен и многозначен, что про нее можно говорить бесконечно. 

Протоиерей Александр Шаргунов, в своей статье "Преподобный Сергий и преподобномученица Великая княгиня Елисавета", говорит о связи этих двух святых, что, как преподобный Сергий был духовным знамением, светильником своего времени, так и Новомученики Российские являются знамением нашего времени и духовным светильником для нас. Это, конечно так и есть, но знамением нашего времени является все-таки  подвиг не одной лишь Елисаветы Феодоровны, а всего сонма Новомучеников. Почему же именно Елисавета Феодоровна так крепко связана с преподобным Сергием?

Позволим себе высказать предположение, основанное на другом звании преподобного Сергия. Ведь он называется не только светильником Земли Русской, но и Игуменом Земли Русской. Не здесь ли связь? Как преподобный Сергий является Игуменом всей Земли Русской,  так и Елисавета Феодоровна не призвана ли Господом быть Игуменьей Земли Русской? Игуменьей нового времени, последнего времени. Когда от нас требуется уже не только созерцание, но и действие. Даже в монастырях. Когда созерцание все дальше и дальше уходит от нас, духовная немощь наша все явственее, все менее мы способны на духовные восприятия и откровения. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своем творении "Аскетические опыты" : "по причине усиления вещественной, плотской жизни редко, редко обретается на земле живый сосуд Святого Духа. Сердца человеков соделались неспособными по нечистоте своей к непосредственному приятию и ношению письмен Его".  Идти путем преподобного Сергия, истинного великого монаха, молитвенника и созерцателя, мы не можем.  Что же нам остается? То, о чем писал, и к чему призывал святитель Игнатий еще в 19 веке — исполнение заповедей Господних. А кто как не Елисавета Феодоровна исполняла заповеди Божии делом и истиною? Марфо-Мариинская обитель милосердия — то самое соединение действия и созерцания. 

"Святым на небе некогда отдыхать" пишет в одном из своих писем Елисавета Феодоровна. Так и получилось: одной рукой Игуменья Земли Русской покрывает все монастыри последних времен, где еще как-то теплится духовная жизнь, а другой рукой — все мирские обители, служащие ближнему своему делом и истиною.

Вот поэтому они неразрывны,  Игумен и Игуменья Земли Русской, преподобный Сергий и преподобномученица Елисавета.