Дорогие братья и сестры,
18 сентября Христова Церковь отмечает день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, святую двоицу угодников Божиих, избранных для рождения Великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Этот день знаменателен и для всех, чтущих святую память преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, как день ее тезоименитства. Как известно, 13 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие с сохранением имени, данного ей при рождении, избрав себе в небесные покровительницы святую праведную Елисавету. Постараемся понять, чем близки эти две, несомненно великие угодницы Божии. Что, или кто их связывает между собой?
Бесконечное доверие и предание себя в руки Божии? Да, но это можно сказать про всех без исключения Божиих избранников. Путь земного существования, исполненный страдания? Да, и это так: сколько душевных мук претерпела праведная Елисавета, долгие годы супружества остававшаяся безчадной, пережившая убийство супруга "между храмом и жертвенником" (Мф.23:35), а по рождении дарованного Богом сына, вынужденная скрываться с ним от безумного царя Ирода, вознамерившегося "избить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже" (Мф.2:16). Про жизненный путь Елисаветы Феодоровны напоминать не стоит — "многострадальной Елисаветой" была названа Великая княгиня в духовном откровении будущей сестры Марфо-Мариинской обители Ефросинии, в монашестве Любови (Золотой святыни свет. Воспоминания о Марфо-Мариинской обители: Сибирская благозвонница, 2004 год).
Итак, доверие своему Богу на протяжение всего жизненного пути, терпение в страданиях, благодарение и восхваление своего Создателя: "Слава Богу за все, за все" пишет Елисавета Феодоровна в письме к императору Николаю Александровичу в апреле 1916 года, отмечая 25-летие своего перехода в Православие, уже после стольких произошедших трагических событий ее жизни. "Слава Богу за все" повторяет она и в последнем своем письме к сестрам Марфо-Мариинской обители, написанном в поезде, увозящем ее в Жизнь Вечную.
Да, связаны две святые Елисаветы любовью к своему Господу. Но что же еще между ними общего? Почему частица мощей святой праведной Елисаветы сама легко отделилась для закладки в основание Собора Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители, когда священнослужители боялись прикоснуться к мощам, опасаясь, что они рассыплются? (Золотой святыни свет. Воспоминания о Марфо-Мариинской обители: Сибирская благозвонница, 2004 год). Чудо Божие! А связь между ними — вот она: Пресвятая Владычица наша Богородица!
Праведная Елисавета была родственницей Пречистой Девы Марии. К ней пошла Мариам в "горнее со тщанием", уже носящая во чреве Своем Владыку и Создателя всея твари. С нею "пробыла она три месяца и возвратилась в дом свой" как читаем мы у Евангелиста Луки. Несомненна душевная и духовная близость Божией Матери и праведной Елисаветы, нашедшая отражение в Святом Евангелии, где нет ни одного лишнего слова, даже буквы.
А преподобномученица Елисавета? Отчество "Феодоровна" получила Великая княгиня Елисавета в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы всего дома Романовых. У всех нас отчество по отцу, а у нее по матери — Божией Матери. Этим отчеством Богородица удочерила ее. Все мы, христиане, дети Божией Матери, но она — особо. Особая милость Владычицы явлена к ней. Всегда Елисавета Феодоровна жила под Покровом Богородицы, знала об этом, и непрестанно благодарила, призывала Владычицу свою. Покровский Собор Марфо-Мариинской обители — это дань Елисаветы Феодоровны, видимое приношение своей Владычице и Госпоже, дочерний долг — своей Матери. А сколько невидимых приношений, молитв и славословий — об этом ведает только Сама Пречистая.
Две Елисаветы у Пречистой Богородицы: избранница по крови и избранница по духу. Обе прославили Бога своей жизнью и к обеим подходят слова: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк.1:43)
И мы, заканчиваем нашу небольшую публикацию словами святой праведной Елисаветы:
"Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего", Пречистая. Не лиши и нас Твоего владычества!