Дорогие братья и сестры!
Неделя 6-ая по Пасхе посвящена воспоминанию еще одного чуда Господа нашего Иисуса Христа — исцеления слепорожденного. «Ты еси Бог, творяй чудеса» — восклицаем мы вместе с пророком Давидом, и вместе со слепым веруем, что многомилостивый Господь отверзет и наши сердечные очи к уразумению воли Его о нас, благой и совершенной!
Предлагаем вам получить духовное назидание из поучения в Неделю о слепорожденном великого учителя нашей Православной Церкви святителя Игнатия Брянчанинова:
Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного, о чем мы слышали сегодня в святом Евангелии, сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан.9:39). Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи. Самолюбие их и высокое мнение о себе признали себя оскорбленными. На слова Господа они отвечали вопросом, в котором выразились вместе и негодование, и самомнение, и насмешка, и ненависть к Господу, соединенные с презрением к Нему. «Неужели и мы слепы?» – сказали они. Ответом на вопрос фарисеев Господь изобразил им душевное состояние их, служившее начальною причиною вопроса. «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан.9:40,41).
Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения, оно лишило и лишает надменных фарисеев драгоценнейшего сокровища – дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим, лишило и лишает Божественного Откровения и соединенного с принятием этого Откровения блаженнейшего общения с Богом. …
Добродетель, противоположная гордости и особенному выражению ее в самом духе человеческом – самомнению, – есть смирение. Как гордыня есть по преимуществу недуг нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по преимуществу добродетель ума…
Ложны взгляды и основания человеческой гордыни, человеческого самомнения. Гордый смотрит на себя как на самобытное существо, а не как на создание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и вечность – несуществующими. Промысла Божия нет для него: он признает правителем мира разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются по земле; жизнь его принесена всецело в жертву земле, на которой хотелось бы ему учредить непрестанное наслаждение грехом. И к этой-то безумной, несбыточной цели стремятся со всем усилием слепотствующие фарисей и саддукей….
Ярко светятся на чистом небе ночною порою бесчисленные звезды, препираясь одна с другою обилием света; но при появлении солнца звезды исчезают, – исчезают, как бы делаясь вовсе несуществующими, хотя в сущности все они остаются на своих местах. Так и добродетели человеческие, когда сличаются одни с другими, имеют свой свет; при появлении же добра Божественного они исчезают пред Светом Божества. Апостол, беседуя о добродетелях патриарха Авраама, сказал, что Авраам «имеет похвалу, но не пред Богом». Относительно же Бога, «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:2,3). Так следовало бы поступить фарисеям, хвалившимся своим происхождением по плоти от Авраама, но отчуждавшимся от него по духу. В противоположность образу действий Авраама они захотели удержать за собою мнимые достоинства ветхого человека и через это соделались неспособными к самопознанию и богопознанию; они услышали страшный приговор Господа: «Если бы вы были слепы, то есть если бы вы признали слепоту свою, не имели бы на себе греха; но как вы, будучи слепыми, говорите, что видите, то грех остается на вас». Вы усвоили его себе и запечатлели в себе вашим самомнением.
Был в юности своей воспитанником фарисеев святой апостол Павел; но он не последовал ожесточению и самомнению фарисеев. Был он, как поведает сам о себе в назидание наше, «Еврей от Евреев, по учению фарисей, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, говорит он, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил.3:5-8).
Возлюбленные братия! Будем подражать святому апостолу Павлу и прочим святым угодникам Божиим: приступим к Богу, вполне отвергнув пагубное самомнение, при посредстве смирения. При посредстве смирения прилепимся к Богу; привлечем к себе посредством смирения внимание и милосердие Бога нашего, Который сказал: «На кого Я воззрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Видением и сознанием грехов своих включим себя в число грешников, возлюбленных Богу; отвержением самомнения исключим себя из числа ложных праведников, иначе отречется от нас Бог, сказавший: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13).
С полным текстом поучения святителя Игнатия можно ознакомиться по ссылке: Поучение в Неделю о слепом