Дорогие братья и сестры,
четвертая Неделя по Пасхе Христовой напоминает нам о чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос в отрезок времени между иудейской Пасхой и Пятидесятницей, как о том повествует нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в 5-ой главе своего Евангелия.
Духовный смысл Праздника раскрывает святитель Игнатий Брянчанинов в своем поучении в Неделю о расслабленном:
«Се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному, как мы слышали сегодня в Евангелии.
Возлюбленные братия! Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.
Грех – причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исключения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности.
Состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих – и общественных и частных. Расстроенное ядом греха естество наше стяжало способность согрешать, стяжало влечение ко греху, подчинилось насилию греха, не может не производить из себя греха, не может обойтись без него ни в каком виде деятельности своей. Никто из человеков не обновленных не может не грешить, хотя бы и не хотел грешить (Рим. 7:14–23).
Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества. Две из них уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второю казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последнею казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными. …
Болезнь расслабленного была наказанием за грехи, что явствует из наставления, данного Господом исцеленному: «Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет».
Господь, давший завещание исцеленному расслабленному, чтоб он не впадал снова в те согрешения, за которые наказан болезнью, дал такое же завещание грешнице, которой Он простил грехи ее. «Иди, – сказал Спаситель мира присужденной земными праведниками на побиение камнями, – и отселе ктому не согрешай» (Ин. 8:11). Исцеление души и исцеление тела дается милосердым Господом при условии, при одинаковом условии. Грех жены был грех смертный; очевидно, что и грех расслабленного принадлежит к разряду грехов смертных. Эти-то грехи и призывают наиболее казнь Божию. Для погрязшего в пропасти смертных грехов нужна особенная помощь Божия, и является эта помощь явно в наказании, тайно – в призвании к покаянию. Призывается человек к покаянию или посылаемою ему болезнью, как случилось с расслабленным, или попускаемым гонением от человеков, что постигло Давида, или каким-либо другим образом. В каком бы виде ни явилось наказание Божие, должно принимать его со смирением и немедленно стремиться к удовлетворению той Божественной цели, с которою посылается наказание: прибегать к врачевству покаяния, положив в душе своей завет воздержания от того греха, за который карает нас рука Господня. С верностью укажется нам этот грех совестью нашею. Прощение греха и избавление от скорби, которою наказуемся за грех, даруется нам от Бога единственно при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом.
Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных. Тридцать восемь лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! Но Господом возвещается еще большее наказание за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели болезнь, державшая больного в течение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников. Аминь.
Полный текст Поучения: Поучение в Неделю о расслабленном
Быстротечность жизни
Жизнь так стремительно летит
И не продлить ее, не удержать
Никто прошедших дней не возвратит,
И скоро буду землю покидать
И зрю с тобою вместе я,
Святителю Игнатие преславный,
Конечную черту земного бытия,
К которой приближаюсь непрестанно,
И вечности неумолимый зрак
Глядит мне в сердце не мигая…
Что ждет меня- иль вечный мрак,
Или блаженство в лоне рая?
С тобою вечности законы изучая,
Внимая гласу совести своей,
Я с ужасом и болью постигаю,
Что надо плакать участи своей.
Один остался путь спасительный
К тебе в молитве припадаю,
Взываю вновь к Пресветлому Учителю:
«Мне даруй покаянье, умоляю!»
(Из Сборника стихов игумении Смарагды «Небесные самоцветы», 2019 год)