Блаженны невидевшие и уверовавшие

Вот и за­вер­ши­лась Свет­лая сед­ми­ца, за­кры­лись вра­та ико­но­ста­са. Но празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва не за­кон­чи­лось: че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся, хо­тя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще 32 дня, т. е. до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Каж­дая неде­ля от Пас­хи до Пя­ти­де­сят­ни­цы (Дня Свя­той Тро­и­цы) по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию опре­де­лен­но­го со­бы­тия еван­гель­ской и древ­не­хри­сти­ан­ской ис­то­рии.

Се­го­дняш­няя, вто­рая, «неде­ля» (вос­кре­се­нье) по Па­схе име­ну­ет­ся Неде­лей Фо­ми­ной. На Ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на (20 гла­ва). Первую часть это­го чте­ния мы уже слы­ша­ли во вре­мя Пас­халь­ной ве­чер­ни, и в нём про­зву­ча­ли сло­ва недо­ве­рия и со­мне­ния. Се­го­дня они ещё раз по­вто­ря­ют­ся, за­тем сле­ду­ет на них «от­вет» и уко­риз­нен­ные сло­ва Иису­са Хри­ста апо­сто­лу Фо­ме: «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? Бла­жен­ны (счаст­ли­вы) не ви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Ра­зу­ме­ет­ся, эти сло­ва об­ра­ще­ны не толь­ко к апо­сто­лу, но и ко всем нам. Они на­по­ми­на­ют, что на­сто­я­щая ве­ра об­ла­да­ет ду­хов­ным зре­ни­ем, про­ни­ка­ю­щим через за­ве­су ви­ди­мо­го и ося­за­е­мо­го. Ка­жет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы Фо­ма и его то­ва­ри­щи мог­ли про­яв­лять та­кую невер­ность Сво­е­му Учи­те­лю: ведь Он не толь­ко опре­де­лен­но го­во­рил им (и не раз) о том, что долж­но про­изой­ти, но да­же при­звал к Се­бе в «сви­де­те­ли» двух са­мых ав­то­ри­тет­ных пра­вед­ни­ков – Мо­и­сея и Илию – во вре­мя зна­ме­на­тель­но­го пре­об­ра­же­ния на го­ре Фа­вор.  Но это так: апо­сто­лы в стра­хе бе­жа­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да, Петр ма­ло­душ­но от­рек­ся от Учи­те­ля, а разо­ча­ро­ван­ные Лу­ка и Клео­па ухо­ди­ли из Иеру­са­ли­ма, хо­тя уже слы­ша­ли  об опу­стев­шем гро­бе (Лк.24:21-24)… Они бы­ли обык­но­вен­ны­ми людь­ми, вос­пи­тан­ны­ми в тра­ди­ции, счи­тав­шей Мес­сию преж­де все­го зем­ным ца­рем-во­и­те­лем, и под­лин­ный смысл Его при­ше­ствия дал­ся им не сра­зу.

С Фо­ми­ным вос­кре­се­ньем свя­за­на ещё од­на тра­ди­ция. В Древ­ней Церк­ви бы­ло при­ня­то, чтобы лю­ди, кре­стив­ши­е­ся в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, в Фо­ми­но вос­кре­се­нье сни­ма­ли с се­бя все­на­род­но ту бе­лую одеж­ду (сим­вол ду­хов­но­го рож­де­ния и чи­сто­ты), ко­то­рую они но­си­ли всю Свет­лую сед­ми­цу, и от­да­ва­ли на хра­не­ние в цер­ков­ную риз­ни­цу. По­это­му и сам этот день на­зы­вал­ся на За­па­де «Вос­кре­се­ньем в бе­лых (одеж­дах)», Dominica in albis; а на Во­сто­ке «Но­вым Вос­кре­се­ньем», – в знак то­го, что празд­ник но­во­кре­щён­ных за­вер­ша­ет­ся, и на­чи­на­ет­ся их но­вая и мно­го­труд­ная жизнь в хри­сти­ан­ском зва­нии.

Другое название 2-й Недели по Воскресению Христову — Антипасха.

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме!

Из проповеди святителя Игнатия (Брянчанинова) на 2-ую неделю по Воскресению Христову:

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, сказал Он, молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17:20). Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша же блаженна очеса, яко видят, сказал Он апостолам, и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша (Мф. 13:16-17). Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими, когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом — говорит один из этих самовидцев Слова — славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума. Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа — понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия, — соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда иудеи — помышления, враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его.

Будучи причастниками положения святых апостолов, мы дерзаем утверждать, что наше положение блаженнее положения ветхозаветных праведников. Те веровали в грядущего Искупителя, мы веруем в Пришедшего и Совершившего искупление. Тем обетованы были благодатные дары, мы получили дары в обилии, имеем их в руках, пользуемся ими соответственно произволению нашему. Дародавец и богат и щедр бесконечно. Если ощущаем недостаток, то в этом виновны мы, единственно мы. Отсутствие ощущения благодатных даров производится слабостью нашею в вере; скажу откровеннее: отвержением ее.

… Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющей деятельное познание христианства. От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с живою верою. Имеяй заповеди Моя, сказал Господь, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю Его и явлюся ему Сам (Ин. 14:21).

… Принеси перст твой семо, говорит Спаситель колеблющемуся в вере ученику, ученику, пораженному недоумением пред величием дел Божиих, — принеси руку твою, и не буди неверен, но верен (Ин. 20:27). Осяжите Мя и видите (Лк. 24:39); начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей; каждый таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: Господь Мой и Бог мой (Ин. 20:28). Аминь.

Источники: ПравославиеАзбука