Что, если исповедь – уже не исповедь

С воцерковлением проходит страх исповеди, который порой заставляет новоначальных бесконечно, кажется, стоять в очереди перед аналоем, пропускать и пропускать вперед себя других – лишь бы оттянуть время, когда надо будет встать перед Крестом и Евангелием и при священнике, преодолевая мучительный стыд, исповедать свои грехи. Но тут человека подстерегает новый вызов: порой кажется, что исповедь стала просто рутинной обязанностью, предваряющей принятие Святых Христовых Таин – вот ты каешься уже который раз в одних и тех же грехах, а потом вновь грешишь тем же самым, и кажется, нет выхода из этого замкнутого круга. А если есть – где он? Своими мыслями и переживаниями об этом делится Вероника Вяткина.

 

Мою грешную душу всегда волновал вопрос. Правильно ли я подхожу к Таинству исповеди? Конечно, речь не о соблюдении канонов и правил, речь о духовном росте после каждого исповедания. Механическая, рутинная исповедь с одними и теми же грехами – вот проблема современности.

«Батюшка, мне кажется, я стою на месте. Ничего в духовной жизни не меняется, хотя я регулярно исповедуюсь. Словно выжимаю из себя грехи. Потом выхожу из храма, и снова одно и то же. Кажется, идти на это Таинство уже не хочется». Такое состояние, свойственное уже воцерковившимся прихожанам, не менее опасно, чем вообще нежелание ходить на исповедь. Бесы настолько хитры, что даже здесь пытаются вскружить головы грешных людей. «Ничего не меняется» – говорит человек. Но как же оно поменяется само по себе? Зададим себе, прежде всего, главный вопрос: что мы сделали для того, чтобы эта рутинность прошла?

6342345.jpg

Жизнь христианская – каждодневная, ежесекундная работа над собой. И направить ее нужно, прежде всего, на соблюдение заповедей. Просим ли мы искренне Господа помочь нам в этой проблеме? Пытаемся ли больше посещать богослужения, увеличивать молитвенные правила, совершать добрые дела? И уже здесь кроется ответ на наш вопрос. Да, все мы настолько разные, что не существует одинакового темперамента, одного характера. И в оправдание можно сказать, что некоторым людям сложнее взять себя в руки. Но Господь Милосердный дал нам уникальные заповеди, которые подходят абсолютно всем. Детям и взрослым.

Отстояли службу, приложились, взяли благословение и вышли из храма. И вдруг мысли совсем уже не те, бессмысленные разговоры с осуждением других людей, обидчивость и зависть. Недавно поймала себя на ужасной мысли, что людей милосердных и добрых вокруг и в правду единицы. Совершенно случайно, когда хотела попросить у людей помощи на улице, я подумала, что мне вряд ли кто-то поможет.

Услышала и как-то об одном случае на крупном предприятии нашего города. Рабочим строго-настрого запрещалось отходить от своего места, что грозило увольнением. В один из таких рабочих дней женщина за станком получила сильную травму с сильным кровотечением. Никто из рабочих не подошел, видя при этом муки женщины. Никакая работа не может пойти наперекор добродетелям, желанию быть нормальным человеком. Когда каждое свое решение в течение дня мы соотносим с христианским милосердием, любовью и добротой, может ли быть здесь место рутинности?

12123219_b.jpg

Покаяние – это не отсчет времени от субботы до субботы. Это борьба длиною в жизнь, приносящая нашей душе глубокую радость жизни с Богом. Игумен Никон Воробьев писал одной женщине, которая готовилась к смерти: «Вспоминай все свои грехи и в каждом – даже и в том, который исповедала – кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает». Это не прелесть, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем – покаянием.

И еще. Благодарим ли мы Бога после исповеди за то, что Он простил нам грехи? А ведь это такое чудо! Человек так страшно нагрешил, но Господь все равно простил в очередной тысячный раз. За все нужно благодарить.

Вероника ВЯТКИНА

Публикация сайта «Православное Закамье»