Православных христиан часто называют слабыми и даже безвольными людьми. Православные встают рано утром и читают долгие молитвенные правила (часто заставляя себя), «в такую-то рань» концентрируют своё внимание на словах, полных слёз, вместо того, чтобы спокойно наслаждаться завтраком, разглядывая что-нибудь приятное на экране. Потом они идут каждый на свою светскую работу, где, продолжая в глазах общества выглядеть слабыми, пытаются (именно только пытаются – учатся) не раздражаться, не отвечать злом на зло. Но коллеги по службе видят эту упорную, «нелепую» борьбу с «естественными» инстинктами и вновь говорят о безволии (нет, чтобы ударом на удар отвечать – вот это сила!). Вечером (иногда поздней ночью) последователи традиций древней Церкви борются со сном и вновь читают молитвы. И часто эта борьба между желанием комфорта и духовной жизнью видна окружающим, которые вновь приговаривают: «Фанатики…»
Православные идут в храмы, где часами стоят на ногах. Вот же, казалось бы, «нирваны» и «единения с высшим разумом» достигнуть можно и сидя, и даже лежа (как учат иные, «более удобные», религии). Но православные продолжают упорно, иногда – с болью в ногах, стоять… перед Богом. В течение службы православные напрягают слух, чтобы не упустить ткань древнего и довольно сложного богослужения. И вновь сторонний наблюдатель видит это нелогичное, вроде как и ненужное напряжение.
Ритмы жизни нынче не те, что были в первые века христианства. И, допустим, протестант, привыкший к эмоциональным своим службам под современную бодрую музыку, вряд ли поймет и примет ту степень настоящей свободы, которую пытается достигнуть православный христианин, всеми силами вырывающийся из «приятных» объятий «современного» мира.
А еще православные христиане слушают своих священников… «Хотя они-то – священники эти – они сами те ещё грешники!» – веско добавит неверующий или верующий «как-то иначе». Но как такому человеку рассказать о силе смирения, терпения и послушания (а ты попробуй однажды не разозлись, не испачкайся в злобе и увидишь, как через некоторое время светлее станет на душе)? Как объяснить мудрость Божию, по которой Он ради нашего же спасения наделил церковной властью не ангелов во плоти, а обычных людей (ведь безгрешные ангелы, наверное, даже и понять не смогли бы того, почему мы вообще грешим)?
Как человеку, привыкшему критиковать чужие слабости, открыть глаза на свои недостатки – открыть по-настоящему – так, чтобы слезы о своих недостатках эти глаза заполнили, и человек, уже не видя (из-за слез) окружающего мира, смог с сердечным вздохом сказать: «Я первый из грешников»? Как объяснить тот факт, что одна такая слеза покаяния дороже и весомее перед Богом, чем все наши житейские успехи и поиски (как нам кажется) справедливости?
Итак, православных христиан называют слабыми людьми. И на первый взгляд, обвинители правы. Но для массового сознания сопротивление соблазнам и страстям всегда будет слабостью. Нам всем ведь не нравится злоба, зависть и тому подобное. Нам всем хочется, чтобы нас окружали хорошие люди. Но для этого самим нужно стать лучше. А вот для этого уже нужно усилие — усилие не совершить зло (о том, как это трудно, нечего и говорить). Но именно такое усилие прикладывает ежедневно православный христианин. Для чего же?
Это сродни тому, как Сын Божий Иисус Христос добровольно берет в руки тяжелый крест, несет его к месту Своей казни и не отвечает на удары конвоя. Можно представить, каким жалким и слабым выглядел Господь в это время (а в наше время – тем более), как, может быть, смеялись над Ним иные прохожие. Однако эта «слабость» Божия обернулась тем, что Христос воскрес из мертвых. И с этого дня каждый человек получил для себя возможность разрушить безрадостную схему «рождение-жизнь-смерть-гниение», заменив вечную смерть вечной жизнью в Небесном Царствии добра и любви.
О том, что это не сказки, могут рассказать и нынешние православные христиане, старающиеся жить духовной жизнью в наше непростое время. Для этого нужно только идти за Богом – по Его дороге терпения, прощения и любви (даже если любить, как нам часто кажется, невозможно). И Православная Церковь со всеми видимыми своими сложностями, аскетичным образом жизни и бескомпромиссным отношением к сиюминутным веяниям мира, как раз и воспитывает в человеке силу к сопротивлению злу. Цена этому, как уже говорилось выше, – победа над смертью. А для тех, кто сомневается, Господь сказал однажды: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 17. 33).
Дмитрий РУСИН
Публикация сайта «Православное Закамье»
Источник: Приходы.ру