В народе этот день зовется «старый Новый год». Продолжаются святки, поста нет.
Сегодня великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (IV век).
Также мы совершаем память: св. Емилии, матери свт. Василия Великого и мч. Василия Анкирского, живших также в IV веке.
Святых XX века: сщмчч. Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, пресвитеров. Сщмчч. Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова, пресвитеров. Прмч. монаха Иеремии (Леонова).
Именинников мы поздравляем с днем ангела.
Братья и сестры, конечно же, мы сегодня уделим все свое внимание памяти великого святителя, потому что даже богослужебный устав предписывает нам сегодня совершать литургию святого Василия. Василий, будущий Великий, родился около 330 года в Кесарии. Стоит сразу отметить, что в семье святителя Василия к лику святых причислены и мать Эмилия, и сестра Макрина, и брат святитель Григорий Нисский, память которого совершается 23 января по новому стилю. Отец святого был адвокатом, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения святой Василий отправился в Афины – центр классического образования.
В Афинах будущий святитель приобрел все доступные знания. По характеристике святителя Григория Богослова, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Философ и медик, юрист и естествовед, имеющий глубокие познания в астрономии и математике, Василий Великий «так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучал до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Обширность его познаний поражала современников. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, современник Василия Великого, говорил о нем: «Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он все сие поверг к ногам учеников Иисусовых».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий лишь теперь принял Крещение от епископа Кесарийского Диания и был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания.
В царствование Констанция Второго с 337 по 361 годы распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению святых Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, а затем в 364 году – в сан пресвитера. При императоре Валенте, правившем почти сразу после Констанция, тоже стороннике ариан, к Василию перешло управление церковными делами. Это было тяжелое время для православия, но и продуктивное в творческом смысле для святителя. Он реформирует чин литургии, пишет «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан и многие другие. В 370 году святой Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский.
Ариане всюду преследовали его. Святому Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «А смерть для меня – благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для Которого живу и действую, для Которого я по большей части уже умер и к Которому издавна стремлюсь». Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 года он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.
Братья и сестры, хотелось бы еще отдельно отметить роль святителя Василия в полемике с ересью арианства и рядом других ересей. Святой Василий, можно сказать, поразил корень раздора: он поставил вопрос о терминах. Вместо того чтобы вести бессмысленные споры словами, значение которых каждый понимал по-своему, мудрый святитель акцентировал внимание на том, что нужно сперва-наперво четко определить понятия. И вот проходят века, а мы наступаем на те же самые грабли первых христиан. Мы начинаем диалог с миром и вступаем в конфронтацию. Мы говорим: «Бог – это любовь», мир говорит: «Верно, значит Он за однополые браки». Мы говорим: «Смирение – высшая добродетель», мир говорит: «Поэтому христианство религия слабых». Мы уже давно говорим с миром на разных языках, а надо было бы уже определиться с понятиями. Брак не может быть однополым, так как это противоречит самому значению слова. А смирение – признак силы, идеал самообладания и способность нести мир. И так далее. Да поможет нам в этой работе святитель Василий Великий.
Святителю отче Василие, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев