всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии
«…днесь Ангели Младенца,
рожденнаго боголепно,
славословят: слава в Вышних Богу,
и на земли мир, в человецех
благоволение!»
(Стихира по 50 псалме)
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Из глубин столетий, наполненных ожиданием обещанного Богом Спасителя, Который должен был поразить голову искусившего праматерь Еву началозлобного змия, раздаётся пророческий глас великого Исаии: «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» (Ис. 9, 6). Глашатаем грядущего Богомладенца Христа был ещё один великий младенец, Иоанн, в утробе своей праведной матери Елисаветы трепетом приветствовавший Того, Кого Предтечей будет и Чьё Пришествие предварит проповедью покаяния. Об этих младенцах говорит Господь устами пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 1). Трепещет этому Пришествию Ангельское воинство, покланяются пастухи, в далёких странах начинают своё путешествие волхвы, следуя за чудесной звездой Рождества. Но пройдёт совсем немного времени и тысячи младенцев будут уничтожаться царём Иродом, дабы убить среди них Самого Бога воплотившегося. И хотя Господь мог сохранить Свою Пречистую Матерь и без помощи человеческой, тем не менее вручает и Её и Себя заботам праведного Иосифа, проводя детство не в одиночестве, что Ему было бы не сложно, а в семье.
Мнимым отцом был праведный Иосиф, но подлинным было Святое Семейство, созданное не на зыбучем песке скорогибнущей похоти, а на крепком фундаменте уважения, жертвенности, терпения и ответственности. Ибо не от избытка богатства праведный Иосиф содержал свою семью, а от тяжёлых трудов своих рук, будучи простым плотником. Очень важно помнить, что именно в Святом Семействе благоизволил воплотиться Бог, а потому и мы во образ любви Христа и Его Церкви созидаем священные супружества, низводим на брак благословение Святого Духа в таинстве, творим домашние малые Церкви, эти школы любви, по слову апостола Павла: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (Кол. 14, 15). Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о поведении в семье: «Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви». Но поскольку по мере умножения беззаконий во многих охладевает любовь (Мф. 24, 12), враг рода человеческого, как некогда через Ирода искавший погубить Святое Семейство, находит и среди современных нам людей новых Иродов и Иродиад, «ищущих душу Младенца» (Мф. 2, 20), стремящихся вторгнуться в пространство наших семейств, дабы ничего в этом мире не осталось бы неподвластным князю тьмы. В новом миропорядке любовь не созидают, а испытывают. Если же сталкиваются с трудностями, то не умеют преодолевать их в терпении, а превращают любовь в ненависть, иногда в прямом смысле убийственную. Священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать».
Критики традиционного уклада семьи декларируют свою внешнюю о ней заботу, хотя на деле предлагают лекарства, которые не лечат возникающие у семьи болезни, а убивают недугующих. Нет сомнений, что родись Христос ныне, Его обязательно изъяли бы у Его Пречистой Матери по вполне резонным для современного взгляда причинам: рождение в антисанитарных условиях, нищета и многодетность приемной семьи, малолетство Матери, а уж то, что Его в двенадцатилетнем возрасте потеряли в чужом городе, ни за что бы не простили нынешние поборники ювенальной юстиции. Но при всё увеличивающейся внешней заботе о детях – в действительности их любят всё меньше и меньше. Ограничиваясь лишь заботами о материальном благополучии ребёнка, забывают главную обязанность матери, по определению святителя Иоанна Златоуста: «Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать Небу ангела».
Какими же способами пытаются защитить детей идеологи нового семейного уклада? Например, законодательным запретом наказания детей. На первый взгляд нам, не испытывающим к своим чадам ничего кроме любви, не приемлющим никакой агрессии и насилия, особенно над детьми, и усвоившим от апостола Павла наставление, что «всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31), стоило бы согласиться с этим, но отвергнем поспешность и усмотрим тонкое искушение, которому нас подвергают. Мы не отвергаем возможность наказания детей не потому, что строги и нелюбовны, а потому что честны. Мы учим детей жить не в иллюзорном мире фантазий, а в реальной жизни, где у поступков есть последствия, а за преступлением следует наказание. Хорошо не наказывать детей, но уничтожить саму возможность наказания есть пагубное легкомыслие. Это объясняет святитель Иоанн Златоуст, советуя родителям: «Пусть угрожают ребёнку розгой, но не пускают ее в ход. И угрозы пусть не доходят до дела, но вместе с тем пусть не будет ему ясно, что всё закончится угрозами: ибо угроза тогда хороша, когда ей верят, что она будет осуществлена». Жесток ли этот святоотеческий совет? Не более, чем жесток мир, имеющий законы и угрожающий взрослым неотвратимостью наказания за их нарушение. Потеряв к детям подлинную любовь и заменив её слепым обожанием, мы губим их и делаем неготовыми к ответственной жизни, неспособными просчитывать последствия своих поступков, поскольку они знают, что детство всё оправдает. Поэтому растёт поколение инфантилов, не желающих взрослеть и не способных расстаться с детством даже на четвёртом десятке лет, не желающих растить детей, поскольку сами ощущают себя детьми, не способных нести ответственность за жену, если вообще её имеют. Они могут разрушать чужое имущество, но отказываются возместить ущерб, они с лёгким сердцем нарушают закон, но возмущаются, когда приходит время за это отвечать. Случаются трагедии, когда даже во внешне благополучных семьях дети начинают торговать наркотиками, думая, что всё обойдётся, потому что по их опыту ответственность никогда не наступает, а беззаботное детство никогда не заканчивается.
Поэтому в эти Святые дни, посвященные молитвам ныне Рождённому Богомладенцу Христу, с особенным усердием обратив взор на тему сохранения мира и любви в наших семьях, мы, взрослые, должны осознать свою ответственность перед детьми тем, чтобы дать пример такой жизни, которой им хотелось бы подражать. «Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами», – говорит святитель Григорий Богослов. Пусть же в святых христианских семьях живописуются святые дети, видящие родителей в любви и благочестии, где порок преодолевается с твёрдостью, а не с жестокостью, потому что ныне Родился Христос – Мир наш (Еф. 2, 14) – и не силой, а любовью покорил нас Себе.
Божией милостию,
смиренный Кирилл,
Митрополит
Екатеринбургский
и Верхотурский
Рождество Христово
2019/2020 год,
град Екатеринбург