Послушание уставщицы

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Раннее утро. Пять часов утра. На улице еще совсем темно, горят фонари. На соборной площади перед Троицким храмом никого нет. Только кое-где виднеются черные фигурки – это сестры уже идут в храм на полунощницу, которая начнется через полчаса. В храме тепло, пахнет ладаном, горят только лампадки и на каждом подсвечнике – по одной толстой свече. Над ракой преподобного Серафима множество огоньков – самые разные по форме, цвету и величине лампадки переливаются, мерцают, отчего и сама рака светится. В храме тишина. Полчаса назад уже пришли церковницы, алтарницы, они зажигают лампадки, свечи в храме и алтаре, готовят аналои, стелют коврики.

 

Уставщица, ответственная за проведение полунощницы и акафиста преподобному Серафиму Саровскому, тоже приходит заранее. Она сразу поднимается на хоры. Там стоит звуковая система храма, которая занимает целый шкаф. На микшерном пульте есть самые разные настройки звука в зависимости от службы – полунощница, молебен с акафистом, архиерейский акафист, постовая служба, литургия. На полунощницу включаются только два микрофона – один у чтеца и один над амвоном, чтобы было слышно возглас священника. Выбрав подходящий «пресет», надо еще немного настроить звук для разных сегментов храма вручную.

К половине шестого утра в храме уже много сестер. Все стараются прийти пораньше, приложиться к мощам батюшки Серафима, к иконе Пресвятой Богородицы «Умиление», к другим святыням, которых так много в храме, взять благословение у святых на грядущий день.

Обязанности уставщика на полунощнице несложные: надо включить озвучивание, проверить, пришли ли назначенные чтецы – один читает утренние молитвы и полунощницу, а другой – двенадцать псалмов. Это особенность молитвенного дивеевского правила – Божия Матерь заповедала сестрам ежедневно читать двенадцать псалмов. Они разделены на четыре части, после каждой по заповеди Пресвятой Богородицы сестры делают по сто поясных поклонов Господу и Богородице; по пятьдесят – архангелам и ангелам, преподобному Серафиму, всем дивеевским святым и всем святым. Начинает чтение молитв на поклонах матушка игумения, потом – благочинная, а дальше сестры по чину, каждая читает по десять раз.

После утреннего правила начинается молебен с акафистом преподобному Серафиму. Если молящихся так много, что они не помещаются в храме, включается озвучивание на улице. Если в акафисте участвуют приезжие священники, тогда надо проследить, чтобы каждый из них получил акафист и мог прочитать свой отрывок в микрофон. Уставщица следит за тем, чтобы особенно нуждающихся в молитве больных, начинающих благие дела и присутствующих на богослужении игумений из других монастырей сугубо помянули на ектенье. Вообще же, каждый день на акафисте прочитываются имена всех иерархов и игумений Русской Православной Церкви.

Заканчивается акафист, и на литургию приходит уже другая сестра-уставщик. Всего уставщиц двадцать две. Все богослужения и молитвенные правила дня: полунощница, молебен, литургия, малое повечерие, вечерня и утреня, вечернее правило – распределены между ними. Семь уставщиц выходят только на правила и молебны.

Так много уставщиц в Дивееве появилось не сразу. В начале 90-х годов в монастыре был восстановлен только Троицкий собор, в нем и проходили все уставные богослужения. Послушание уставщика тогда выполняла старший регент, ей помогали церковницы. Со временем освятили Преображенский и Казанский соборы, храмы Рождества Богородицы, Рождества Христова, святого благоверного князя Александра Невского, равноапостольной Марии Магдалины, в честь икон Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», «Целительницы». Сейчас обустраивается Благовещенский собор, освящены уже пять престолов его нижнего храма. В каждой церкви по несколько приделов. Всего на территории монастыря освящено уже тридцать два престола. Увеличилось количество храмов, увеличилось и количество служб. На двунадесятый праздник может одновременно совершаться три всенощных бдения, а утром две ранних и две поздних литургии, нередко проводятся ночные богослужения. Конечно, тут уже одной или двум сестрам не справиться.

Среди уставщиц есть сестра, которая отвечает за поминовения на проскомидии и сугубой ектенье. Перед службой она приносит напечатанные списки имен на текущий день. На сугубой ектенье прошения благодарственные, о болящих, о путешествующих совершаются всегда, кроме двунадесятых, престольных праздников и литургии Преждеосвященных Даров. На благодарственной ектенье поминаются сестры, их родственники, священнослужители монастыря, все иерархи, игумены и игумении Русской Православной Церкви в их памятные дни.

Есть такая обязанность у определенных сестер-уставщиц как составление расписания чтецов на богослужениях на грядущую неделю. В обители много сестер и ежедневно у кого-нибудь памятные события – День ангела, день рождения, день пострига или день одевания в монашескую одежду. При составлении расписания уставщица старается записать сестер в памятный для них день на чтение. Обычно монахинь и инокинь ставят читать шестопсалмие или канон, младших – кафизмы и часы.

Послушание уставщицы – дополнительное к основному. Исполняя основное послушание, например, на кухне, в просфорне, трапезной, больнице, монастырских мастерских, сестры несколько раз в неделю ведут службы и правила. Конечно, каждая монастырская сестра знает в общих чертах ход службы. Но познакомиться во всех подробностях с тонкостями устава обители дает возможность именно это послушание.

Самой очевидной особенностью монастырского богослужения является его продолжительность. Такая молитва позволяет прийти в себя, умиротвориться и насытиться общением с Богом. В обителях, в отличие от приходских храмов, в полной мере соблюдается богослужебный круг: годичный, седмичный, суточный.

Есть в обители и свои уставные особенности. Каждое воскресенье по заповеди Матери Божией служится параклис (молебный канон Пресвятой Богородице). В престольные праздники перед литургией служится параклис, соединенный с водосвятным молебном. Начинается параклис обычным чином. По 6-й песни после чтения Евангелия сразу поются тропари «Еже радуйся…» и служится водосвятный молебен. После окропления храма с пением тропарей из Требника и тропаря храма продолжается пение параклиса с 7-й песни.

Еще одна дивеевская особенность – славление в конце литургии. По уставу славление совершается только два раза в год – в сочельник Рождества Христова и Крещения. Выносят свечу, поют тропарь и кондак. В нашем монастыре за эти годы сложилась традиция славления всех двунадесятых и великих праздников, икон Божией Матери и святых, начиная с полиелейного разряда службы. После отпуста поется тропарь и кондак праздника, священник читает молитву, хор поет величание. В период попразднства двунадесятых праздников после отпуста каждый день поется тропарь, кондак и величание праздника. В день отдания праздника славление совершается следующим образом: после пения двух раз «Буди имя Господне…» священники выходят через царские врата к иконе праздника, во время пения тропаря и кондака священнослужители кадят икону трижды, затем прикладываются к ней. Под пение величания священник берет икону, крестообразно осеняет ею народ, стоя на амвоне, и заносит ее в алтарь. Певчие допевают третий раз «Буди имя Господне…»

22 декабря, в День Обители, служба в Серафимо-Дивеевском монастыре особенная. По дореволюционной традиции соединяются два всенощных бдения: иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» и преподобному Серафиму Саровскому со славословной службой Зачатию праведной Анною Божией Матери. Вместо второй кафизмы служится сборный акафист Матери Божией и преподобному Серафиму.

Сохраняется традиция старого Дивеева в понедельник, когда совершается простая служба, на утрени вместо последней кафизмы служить акафист преподобному Серафиму.

Литургия проводится почти всегда одинаково в любом православном храме. Это самое древнее из уставных богослужений христианской Церкви. Первой литургией была Тайная Вечеря, совершенная Самим Христом, и каждая новая литургия является не просто символическим напоминанием об этом событии, а его продолжением. «Нет ничего на земле драгоценнее Божественной литургии, – писал священномученик Серафим (Звездинский). – Много чудных звезд – песнопений – хранится в Церкви Православной, но все они сходятся в солнце Церкви нашей – в Божественной литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная литургия. Все источники, все ручейки, таинства наши, сливаются в глубочайшем святейшем таинстве Божественной литургии».

В Дивеевском монастыре литургии бывают ранние, поздние, архиерейским чином, ночные – только для сестер или, например, только для сестер, живущих в богадельне, а однажды проводилась служба для глухонемых с переводом. При этом обязанности уставщицы остаются неизменными: надо настроить озвучивание, написать устав для певчих, обговорить с диаконами чтения Апостола и Евангелия, проследить, чтобы был чтец на часы, на молитвы перед причащением и после него, подготовить молитву и величание для славления.

Надо отметить, что на литургии анитфоны всегда поются без сокращений и все тропари на блаженных прочитываются. К обычным уставным тропарям и кондакам всегда добавляются тропарь и кондак иконе Божией Матери «Умиление», тропари преподобному Серафиму Саровскому и Собору Дивеевских святых. Чтения из Священного Писания никогда не опускаются, поэтому почти всегда бывают два или три чтения.

Особенно радостно, торжественно служится литургия на Пасху ночью в Троицком соборе. В нашем монастыре есть традиция в пасхальные дни литургии совершать поочередно на всех престолах. Каждое утро бывает по две или три литургии, иногда даже четыре. А так как престолов более тридцати, то и за Светлую седмицу не успевают послужить везде. В день Пасхи вечером после трапезы сестры идут славить Христово Воскресение в те храмы, где в этот день не было службы. Проходят по всем церквям во главе с матушкой игуменьей, поют пасхальные часы, прикладываются к святыням. Заходят и в пустыньку блаженной Паши Саровской.

Самые интересные и, наверное, сложные службы, с точки зрения устава, – это вечерня и утреня. Здесь больше всего изменяемых песнопений и молитв, и самые большие отличия в службе в зависимости от ее знака*; в Типиконе можно прочитать такое выражение: «творим бдение». Выполнение Устава, всех его предписаний требует творческого подхода. Это творчество – плод усердного, внимательного изучения Устава: только поняв его логику, можно решить различные сложные моменты.

К вечернему богослужению надо заранее подготовиться: найти службы святым, написать устав для певчих, памятку для чтецов, как читать канон. Обговорить со священнослужителями все особенности службы. Ну, и, конечно же, всю службу следить за ходом богослужения, при возникающих сложностях, заминках подсказывать все, положенное по уставу.

В обители составлен свой богослужебный устав, в котором записано, в какой день года какому святому совершается служба с каким знаком (шестеричная, славословная, полиелейная или бдение). При его составлении ориентировались на рекомендации богослужебных указаний. Добавлены были наши дивеевские святые. С 2017 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия всем святым, входящим в Собор Нижегородских святых, служится всенощное бдение с литией. А это более семидесяти святых.

В дни празднования икон Божией Матери в Серафимо-Дивеевском монастыре всегда служится полиелейная служба, совершается чин о Панагии, ведь это четвертый удел Пресвятой Богородицы.

В особенно памятные дни отдельно от уставного богослужения совершается заупокойная вечерняя служба (парастас) и заупокойная литургия с панихидой по почившим игумениям обители, сестрам, священнослужителям, правящим архиереям, благотворителям.

Часто спрашивают, как научиться богослужебному уставу. Наверное, самым верным будет ответ, что ему можно научиться только на практике. Теоретически, читая книги, но не участвуя в богослужении в качестве чтеца, уставщика, певчего в течение продолжительного времени (чтобы поучаствовать во всем годовом круге богослужений), практически невозможно освоить эту науку во всей полноте. Не случайно в семинариях и духовных школах после аудиторных занятий всегда бывают ежедневные обязательные богослужения как часть учебного процесса. За них даже выставляют оценки в специальном журнале.

Последняя череда уставщицы – вечернее правило. Сестры во главе с матушкой игуменией проходят по святой Канавке с чтением 150 раз молитвы «Богородице Дево, радуйся». Уставщица следит, чтобы заранее была положена на аналой икона Божией Матери «Умиление», которую понесет матушка игумения, идет по Канавке вместе со всеми сестрами, а после Канавки сразу идет в храм, включает озвучивание. Все сестры возвращаются в Троицкий собор, читаются вечерние молитвы и Апостол с Евангелием. В тишине, у раки преподобного, при свете свечей сестры благодарят Господа за прошедший день и молятся о прощении грехов.

Послушание уставщика требует самодисциплины, собственной внимательности и обходительности по отношению к сестрам. Преподобный Феодор Студит первое свое поучение обращает именно к уставщикам: «Чадо мое, уставщик, бодрствуй и наблюдай, как первый в великом деле Божественной службы и псалмопения: будь внимателен и рассмотрителен касательно времени псалмопения; буди певцем и в точности исполняй положенное, седальны и стихиры, и берегись, чтобы не соблазнить кого-либо. Если кто способен петь, пусть поет, а не презирается из зависти; и кто способен читать, назначай его. Нередко бывает, что и не по зависти, а просто от нерадения, лености и нерассмотрительности уставщик нарушает чин и причиняет иному большой соблазн. Горе ему! О дабы не случилось этого с тобой, чадо мое, потому что тебе придется дать ответ Богу. Итак, будь внимателен и наблюдай за отправлениям богослужения и за днями праздничными и будними и, избирая достойных братий; в этот день вели прочитать одному, а в другой день другому, принимая во внимание хороший голос певца, ясность и скорость выговора чтеца. Вся благообразна и по чину да бывают, дабы, если сподобишься иметь такое устроение, ликовать тебе со святыми и братством на небесах».


 

* Месяцеслов Типикона снабжен специальными знаками, которые проставляются на полях около наименования праздника или имени святого. Эти знаки указывают, с какой степенью торжественности следует совершать данное богослужение, так как каждый знак содержит информацию о наличии или отсутствии тех или иных элементов богослужения. В Типиконе используется пять типов знаков, а видов служб – шесть, так как самая «непраздничная» служба не обозначается никаким знаком.