Беседа игумении Домники, настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.
Поздравляю вас с началом Рождественского поста! Сейчас начинается особенное, светлое и радостное время, и мне хочется вспомнить один интересный эпизод из книги Ивана Шмелёва: как он описывает начало Рождественского поста. Писатель вспоминает, как однажды в детстве он перед началом поста загрустил о том, что до Рождества ещё так долго, целых сорок дней. Он поделился своей грустью с одним благочестивым, глубоко верующим человеком, который служил у них в доме плотником. И тот сумел его утешить. Вот что этот человек сказал мальчику:
— Да сейчас самая-то радость и начинается – Филипповки! Самое священное время сейчас пойдёт, праздник на празднике, душе свет. Введенье вступать станет – сразу нам и засветится.
Мальчик удивлённо переспросил:
– Чего засветится?
И плотник ответил:
– А будто звезда засветится в разуме. Что, не понимаешь? За всенощной воспоют, как бы в преддверие: «Христос раждается – славите… Христос с небес – срящите…» Душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так что всё налажено – только разумей и радуйся. Ничего и не будет скушно.
Шмелёв потом вспоминал, что всё действительно так и произошло, как ему говорил этот простой человек. Он писал: «Как под Введенье запели за всенощной “Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите…” – так сердце и заиграло, будто в нём свет зажёгся».
И действительно, с самого начала Рождественского поста перед нами уже начинает сиять свет Рождества Христова. Словно зажигается для нас Вифлеемская звезда. И совсем скоро и мы услышим, как в храме будет петься: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».
Казалось бы, для чего Церковь поёт этот Рождественский ирмос так рано? Ведь до Рождества Христова ещё больше месяца. Церковь поёт это именно для того, чтобы зажечь в нашем сердце Вифлеемскую звезду, чтобы мы, как волхвы, немедленно восстали и отправились в путь, навстречу рождающемуся Христу. Что такое для нас Рождественский пост, в который мы сейчас вступили? Рождественский пост – это путь в Вифлеем. Как волхвы и пастухи пошли в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Спасителя мира, так и нам нужно пройти некий путь, достичь Вифлеема, где мы сможем подлинно, духом увидеть Рождающегося Господа. Как говорит святитель Филарет Московский: «Церковь не обманывает, когда вопиет во уши наши: “Христос с небес, срящите!” Христос доселе нисходит с небес, и Он так близко к нам, что мы, подобно пастырям или волхвам, вовремя можем приспеть на место его Божественного явления. Прейдем до Вифлеема, как сказали пастухи, да видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам». Так пишет святитель Филарет Московский.
Скажем и мы, как пастухи: «Прейдем до Вифлеема», и пойдём в путь, чтобы в конце поста действительно достичь духовного Вифлеема и во всей полноте и силе пережить Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Дверь для нас открылась – начнём этот путь!
Как же мы можем совершать этот путь? Где находится тот Вифлеем, в котором мы можем встретиться с Рождающимся Господом? Святитель Филарет дальше говорит, что пройти путь до Вифлеема – это значит соделать Вифлеемом своё собственное сердце. Только в этом Вифлееме, то есть в своём сердце мы и можем истинно встретить Господа.
И, конечно, мы призваны соделать своё сердце не тем Вифлеемом, где шумела толпа народа, прибывшего на перепись, и где Спасителю не нашлось места. Наше сердце должно стать иным Вифлеемом, где сияет Вифлеемская звезда, где царит тишина, где нет мирской суеты. Тогда в нём сможет родиться Христос. Как говорит владыка Афанасий Лимассольский: «Христос явился в мир незаметно, в полной тишине, в исихии, вдали от человеческой суеты, вдали от мирской власти и мирских образов, в смиренной Вифлеемской пещере. Потому и нам, для того чтобы Христос родился в нашем сердце, нужно удалить своё сердце от суеты, от мира и сосредоточить его на одной цели – возлюбить Господа Бога нашего».
Как мы можем удалить своё сердце от суеты, соделать его Вифлеемом, тихой, безмолвной пещерой, чтобы в нём родился Господь? Самое важное для этого – научиться хранить мир и тишину внутри своего сердца среди самых разнообразных житейских ситуаций, которые случаются в течение дня. Например, увидели мы, что ближний что-то не то делает – нам может прийти помысел: «Почему он так себя ведёт? Как его исправить?» Или нам сказали что-то неприятное – вновь у нас могут появиться помыслы: «Почему со мной так разговаривают? Что я этому человеку сделал?» Подобные ситуации случаются каждый день, без них прожить невозможно. И вот, для нас очень важно научиться не впадать из-за них в неправильное устроение, всеми силами хранить мир в своём сердце. Старец Эмилиан так рассуждает об этом: «Допустим, кто-то говорит тебе не очень мягко: “Уйди отсюда!” В такой ситуации правильно будет, если ты сохранишь спокойствие, поймёшь, что у человека просто такой характер или такое настроение сегодня, и что его нужно просто потерпеть. Но если ты привык заниматься своим “я”, то от одного резкого слова начинаешь переживать и говорить: “С другим-то он так себя не ведёт, потому что тот лучше меня”. Ты будешь пытаться отыскать причину, почему тебе сказали резкое слово: “Может быть, я ему что-то сделал? Может, он не так меня понял? Может быть, то, а может, это?” Если человек занимается подобными вещами, это значит, что его взор не устремлён на Христа».
Когда человек занимается подобными вещами, тогда его сердце, конечно, не похоже на тихую, безмолвную пещеру, где рождается Христос. Наоборот, оно наполнено шумом и гамом от разных помыслов. И вот, когда мы стараемся отбрасывать все эти помыслы, тогда мы, можно сказать, претерпеваем некие муки, во время которых рождается в нашем сердце Христос. В этом и призваны мы подвизаться в течение поста, это и будет для нас путь в Вифлеем. У старца Эмилиана есть ещё такое рассуждение: «Бывает, что человек искренне верит в то, что любит Христа и готов даже кровь за Него пролить. Но попробуй его не выслушай, не дай того, что он просит, — он этого не вынесет. Вместо того чтобы согревать в глубинах своего сердца рождаемого Христа и терпеть ради Него муки рождения, мы предпочитаем иное мучение – мучаемся ради самих себя, ради своего эгоизма».
Будем всегда внимательно следить, подвизаться, чтобы страдания наши были ради Христа, а не ради самих себя, не ради нашего эгоизма. И в этом подвиге, конечно, мы не можем обойтись без молитвы Иисусовой. Только непрестанная молитва может помочь нам сохранять мир и тишину в сердце в любых обстоятельствах, которые бывают каждый день.
Через такие труды и подвиги наше сердце постепенно очищается, умиротворяется и соделывается безмолвной Вифлеемской пещерой, где рождается Господь. Поэтому будем следить, чтобы среди всех наших повседневных дел и забот в нашем сердце на первом месте была одна цель –Христос. В этом смысл нашей жизни, как говорит владыка Афанасий Лимассольский: «Стряхнув с себя пыль всевозможных забот, давайте попытаемся разглядеть, каков истинный смысл этой жизни, в чём мы действительно нуждаемся, чего ищет наше сердце. Если мы поймём это, мы увидим, что человек находит покой в конечном счете только в любви к Богу. Всё остальное в определённый момент нас утомляет: и слава, и знание, и разные впечатления, и эмоции, и масса других вещей. То, что нам действительно даёт отдохновение, – это объятия Бога, зовущего нас прийти к Нему, чтобы отдохнуть».