Богословие города

Если раньше большая часть христиан жила в сельской местности, то в настоящее время их подавляющее большинство живет в городах. Это связано с тем, что одной из важных демографических тенденций в мире за последнее столетие стала быстрая урбанизация. В 1913 году городское население России составляло 17,6%, ныне оно составляет около 75%, в США, Канаде, Австралии процент горожан еще выше. Поэтому христиане неизбежно глубоко вовлечены в жизнь современных городков и мегаполисов. А как воспринимается феномен города в перспективе, выходящей за пределы человеческой истории? О «граде Божием» и городе как творении человека размышляет Александр Владимирович Ворохобов, доктор философских наук, преподаватель Нижегородской духовной семинарии.

 

От сада до града

Чтобы понять основы христианских представлений о городе, обратимся к текстам Священного Писания. Город – это произведение Бога, а не только социологический феномен или изобретение человечества. Бог начал историю человечества в саду, но завершит Он ее в городе.

Вначале Бог поместил Адама и Еву в саду, где текли реки и росло древо жизни. Но рай был дан людям не просто для того, чтобы они жили в нем, ничего не меняя. Они получили рай, чтобы преобразовывать его, развиваться и размножаться, продлевая свой род, – для прославления тем самым Бога (Быт. 1:27–28).

9080543=45=42.jpg

Первый человек Адам, собирательный образ всего человечества, терпит в этом неудачу, но через Христа, «второго Адама» (1 Кор. 15:22), Бог получает такую цивилизацию, которая действительно прославляет Его.

В Послании к Евреям и в книге «Откровение Иоанна Богослова» новый преображенный мир изображается как город. Про Авраама говорится, что он «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Кульминацией спасения Христом человечества является строительство города. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21: 1–2). Когда мы читаем об этом прекрасном городе, сияющем славой Божией (Откр. 21: 10–11), мы видим на его главной улице реку живой воды и древо жизни (Откр. 22: 1–3), приносящее плоды и листья, исцеляющие народы от последствий греха. То есть город Новый Иерусалим в определенном смысле является измененным райским садом. Город, таким образом, – это исполнение изначальных целей райского сада Божия. Эта эсхатологическая нить связывает будущее города с первоначальным безгрешным райским прошлым и его восстановлением во Христе.

Даже в состоянии греха изначальное призвание человека будет оставаться неизменным. Другими словами, райский сад, если бы Адам не пал, развился бы в город, показанный в 21–22 главах книги Откровения. Это был бы идеальный город под властью Бога. Он имеет те же три функции, что и сад Божий, поскольку первоначально Бог создал Эдем как место, где человечество могло культивировать окружающее его пространство, жить в безопасности и быть в общении со своим Творцом.

 

Бог градостроитель

Является ли описание Божия города всего лишь метафорой? Здесь надо помнить, что образы, которые Священное Писание использует для описания Бога и Его спасительных действий, никогда не бывают исключительно метафорическими. Например, Бог называется в Писании Отцом, который строит духовную семью (Гал. 6: 10; Ин. 1: 12). Сказать, что Бог является главой семьи, означает, что человеческие семьи основаны на чем‑то в природе Бога. И это означает, что, хотя наша семья и является вполне земным институтом, мы должны стремиться освящать и поддерживать человеческую семью. И если Бог, согласно Библии, является градостроителем, созидающим духовный город, это означает, что и христиане призваны освящать и поддерживать свои города, несмотря даже на то, что земной город не миновал испорченности грехом.

464062434.png

Бог спроектировал город со способностью к развитию, чтобы, используя богатства творения (окружающей природы и человеческой души), строить цивилизацию. Город трудно определить, но его легко описать. Люди в городе находятся близко друг к другу территориально, что обеспечивает доступность разнообразных возможностей для деятельности. Город характеризуется также «совместным использованием» предприятий, многоквартирных жилых домов, общих мест для культурных мероприятий, улиц и т.д. Общее пространство взаимодействия множества людей заставляет относиться к другим как к соседям. Город является местом безопасности для разных людей.

 

Прибежище разнообразия

Первые города предоставляли убежище от диких животных, от мародеров и преступников. Когда Израиль пришел в Землю обетованную, первые города на этой земле были построены как «города убежища», куда обвиняемый мог бежать в поисках безопасности и гражданского правосудия.

56545-346.png

По своей природе город – это место, где различные группы людей могут объединяться для взаимной поддержки и создания собственных институтов. Таким образом, города являются местами разнообразия, в отличие от деревень. Они отражают Божий город будущего, в котором сосуществуют люди всех наций, языков и культур. Город можно ненавидеть из‑за множественности и смешения культур, из‑за людей «не таких, как мы». Но Бог желает разнообразия культур как проявления богатства Своего творения.

При этом следует признать, что различные культуры содержат как благодатные, так и греховные элементы, осуждаемые Богом. Город стимулирует и фокусирует дары, способности и таланты людей и глубинные возможности человека. Это достигается путем установления контактов с другими людьми, имеющими разные взгляды, похожие и не похожие друг на друга. Концентрация человеческого таланта посредством как «конкуренции», так и сотрудничества, продуцирует произведения искусства, науки, техники, культуры.

7897989=65.jpg

Город побуждает как движение вниз, так и стремление к совершенству. Даже библейское описание порочного города Вавилона показывает способность города использовать ресурсы творения – физического мира и человеческой души.

В 18-й главе Откровения мы видим, что город является местом музыки и искусства, ремесел, производства, торговли, технологического прогресса и семейного строительства. Это, в основе своей, то, что Бог задумал сделать для города, чтобы живущие в нем, «добыв» богатства творения, построили цивилизацию, прославляющую Творца.

 

Место поиска Бога

Город раскрывает все, что находится в человеческом сердце. Так как человеческое сердце создано по образу Божию, но сейчас порочно, город выявляет и самые лучшие, и самые худшие из человеческих способностей.

Город – это место духовного поиска и поиска Бога. Древние города были религиозными центрами. Они обычно строились вокруг храма, в котором, как считалось, живет какой‑то бог, а потому сам город воспринимался как его резиденция. Город был центром культа этого бога и местом, куда люди приходили служить ему. Все это, вероятно, было искаженным следом памяти первоначального замысла Бога, где город Эдем, новый Иерусалим – место, где люди встретят Его и Он будет обитать с ними.

5654542-25.png

Даже сегодня динамика города сталкивает людей с совершенно разными взглядами на мир. В более однородном контексте человек может выбрать свою религию или жизненную философию, недолго размышляя, а просто следуя традиции или большинству, но в городе он вынужден задаваться вопросом, почему он верит именно в то, во что он верит. Конкурентоспособность, интенсивность и нестабильность города могут подталкивать человека к поиску духовного центра. В результате города становятся местами духовного поиска и обретения. Это потому, что земные города, несмотря на грех, все еще несут в себе многое из того, что Бог задумал для города изначально.

В ветхозаветном земном Иерусалиме Божие жилище – храм – был центральным объединяющим элементом архитектуры города и вершиной его искусства, науки и техники. Но Иерусалим стал лишь знамением того города, который строит Бог (Евр. 11:10) и который будет конечным местом обитания Бога с людьми (Откр. 21:3,23). Все истинно верующие уже сейчас являются гражданами этого города – «вышнего», «свободного» Иерусалима (Гал. 4:26). Земные же наши города в настоящее время являются местами самого яростного неверия, самого вопиющего идолопоклонства и враждебности к христианству, но в то же время здесь активно растут храмы, высока концентрация духовной жизни, и именно города определяют лицо современного христианства.

 

Зиккураты Вавилонов

Из‑за распространения греха теперь город извлекает как лучшее, так и худшее из человеческой души, строя цивилизацию, которая поклоняется человеку. Первый город в истории, город Каина, был построен как убежище от Бога и как подмена того города, что предусмотрен был Творцом в Эдеме. Каин построил этот первый созданный человеком город, назвав его в честь своего сына Еноха (это имя означает «посвящение», или «взятие на себя ответственности») (Быт. 4:17). Город Каина заменил Эдем, будучи попыткой человека обрести счастье без Бога.

57-909867.jpg

Но наиболее важным городом, где восстание человека против Бога проявилось наиболее ярко, стал Вавилон. Здесь мы ясно видим, как грех искажает первоначальные функции города. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11:4). Если архитектурным/духовным центром града Божия было жилище Бога – Его храм, то здесь архитектурным центром становится первый «небоскреб» (башня зиккурат), который, по сути, является «храмом» утверждения человеческой силы и независимости. Цель Вавилона – «сделать себе имя», то есть показать «независимость» человека от Бога, сказать Ему: «Ты мне не нужен, я сам себе хозяин».

Это глубинное стремление в человеческом сердце к самосохранению и независимости от Бога теперь является главным фактором при строительстве любого человеческого города. И именно это в значительной степени привлекает многих людей в город. В буквальном смысле слова люди строят великие здания, предприятия, карьеру – все это, чтобы сделать себе имя, стать себе хозяином и спасителем благодаря собственным достижениям. В результате вместо того, чтобы стать спасительным убежищем разным народам, город становится местом эксплуатации и борьбы между группами.

Мы видим, что Вавилон был построен в то время, когда Бог велел человечеству распространиться по всей земле. Бог сказал Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Он повторил эту заповедь Ною и его семье после потопа (Быт. 9:7). Бытие в гл. 10 показывает, как распространялись и дифференцировались кланы и семьи. По воле Бога человечество распространило и развило различные культуры и цивилизации, чтобы тем самым обнаружить богатства творения.

Вопреки этому плану Бога, вавилоняне специально стремились построить город, который бы бросил вызов Божию плану (Быт. 11:4). Бог сходит и делит людей на разные языковые группы (Быт. 11:7–8). Таким образом, общее человеческое усилие, основанное на общем неповиновении Богу, в реальности приводит к еще большей разобщенности. Поэтому сегодня в городах, построенных на человеческом неповиновении Богу и на «создании имени» для их строителей, нередки такие явления, как раздоры и враждебность между различными народами, их населяющими.

8-6765768.jpg

Вавилонская башня – первый небоскреб – построена в явном неповиновении Богу. По заповеди Божией люди должны были развивать богатства творения, то есть ресурсы физической вселенной и личные ресурсы собственной природы. Они должны были реализовать заложенный в них самих образ Божий, строить культуру, развивать науку, искусство и гражданскую жизнь, создавать цивилизацию, которая бы прославляла Бога как ее источник и основание. Но в настоящее время у нас есть лишь город для прославления человека, город как способ выражения независимости человечества от Бога. Поэтому сегодня города и производят много такого, что бесчестит Бога и, следовательно, расчеловечивает людей. Не став центром, где люди ищут и находят Бога, город становится местом, куда люди уходят, сбегают от истинной религии и даже традиционной нравственности, благочестия.

Уже Каин неправильно использует город, сделав его «убежищем» от Бога (как будто это возможно!). Поэтому сегодня город часто становится приютом для людей с девиантным образом жизни, с чрезвычайно сильной враждебностью по отношению к религии или с весьма странными религиозными предпочтениями: город позволяет таким людям развиваться и процветать из‑за терпимости, которую современный город породил по отношению к социальным меньшинствам.

 

Два града

В каждом земном городе наличествуют два «царства», два «города», борющихся за приоритет. Это город мира сего, или человека, и город Бога. На протяжении всех книг Библии перед нами встают два конкурирующих образа города – Вавилон и Иерусалим. В кульминации книги Откровения эти земные города раскрываются как несовершенные отражения двух «космических» городов в их войне друг с другом.

Город человека – Вавилон – бросает вызов власти, богатству и самой человеческой культуре (создавая искусство, технологии и бизнес как самоцель вместо того, чтобы прославлять Бога) (Откр. 18–19). Он характеризуется гордостью, несправедливостью и жестокостью.

Город Божий – Иерусалим – напротив, характеризуется как мир Божий (само название «Иерусалим» переводится как «основание мира»). Мир (шалом) – это состояние, при котором управление Богом, справедливость, сострадание и праведность ведут к гармонии, и культурному развитию под руководством Творца.

465302432.png

Таким образом, земной город нельзя расценивать однозначно как зло и неправедность, это было бы неверное отношение к городу для современного верующего человека. Бог велел еврейским изгнанникам в Вавилоне (городе греха!) молиться и искать его мир: «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу» (Иер. 29:7). Господь говорит, что благо его народа растет или умаляется вместе с миром Вавилона («ибо при благосостоянии его и вам будет мир», ст. 7). Бог велит им привести Иерусалим, город Божий, в сам Вавилон! Таким образом, даже земной город Вавилон не должен рассматриваться как совершенно греховный, как погибший. Народ Божий не имел права бежать из него или ненавидеть его. И мы так же изгнаны из духовного Иерусалима (из рая), чтобы распространять мир Господа в наших земных городах.

Мы так же должны увидеть, что нас в наши города направил Бог (Иер. 29:4). Мы так же должны понимать, что призваны, даже в наиболее греховных городах, побеждать зло добрыми делами (Рим. 12:21) и дать возможность Евангелию сиять через наше служение (Тит. 2:10; 3:2); 1 Пет. 2:18).

В каждом земном городе есть два «города», борющихся друг с другом, – это город человека и город Бога. И хотя битва такого рода происходит повсюду в мире, земные города являются точками наибольшего напряжения на линиях сражений; местами, где сражения наиболее интенсивны, а победы являются наиболее стратегически важными. Из‑за силы города он является главной целью сил тьмы: то, что побеждает город, определяет ход человеческой жизни, общества и культуры.

В основе публикации –
статья Александра ВОРОХОБОВА
в журнале Нижегородской семинарии «Дамаскин»