Если раньше большая часть христиан жила в сельской местности, то в настоящее время их подавляющее большинство живет в городах. Это связано с тем, что одной из важных демографических тенденций в мире за последнее столетие стала быстрая урбанизация. В 1913 году городское население России составляло 17,6%, ныне оно составляет около 75%, в США, Канаде, Австралии процент горожан еще выше. Поэтому христиане неизбежно глубоко вовлечены в жизнь современных городков и мегаполисов. А как воспринимается феномен города в перспективе, выходящей за пределы человеческой истории? О «граде Божием» и городе как творении человека размышляет Александр Владимирович Ворохобов, доктор философских наук, преподаватель Нижегородской духовной семинарии.
От сада до града
Чтобы понять основы христианских представлений о городе, обратимся к текстам Священного Писания. Город – это произведение Бога, а не только социологический феномен или изобретение человечества. Бог начал историю человечества в саду, но завершит Он ее в городе.
Вначале Бог поместил Адама и Еву в саду, где текли реки и росло древо жизни. Но рай был дан людям не просто для того, чтобы они жили в нем, ничего не меняя. Они получили рай, чтобы преобразовывать его, развиваться и размножаться, продлевая свой род, – для прославления тем самым Бога (Быт. 1:27–28).
Первый человек Адам, собирательный образ всего человечества, терпит в этом неудачу, но через Христа, «второго Адама» (1 Кор. 15:22), Бог получает такую цивилизацию, которая действительно прославляет Его.
В Послании к Евреям и в книге «Откровение Иоанна Богослова» новый преображенный мир изображается как город. Про Авраама говорится, что он «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Кульминацией спасения Христом человечества является строительство города. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21: 1–2). Когда мы читаем об этом прекрасном городе, сияющем славой Божией (Откр. 21: 10–11), мы видим на его главной улице реку живой воды и древо жизни (Откр. 22: 1–3), приносящее плоды и листья, исцеляющие народы от последствий греха. То есть город Новый Иерусалим в определенном смысле является измененным райским садом. Город, таким образом, – это исполнение изначальных целей райского сада Божия. Эта эсхатологическая нить связывает будущее города с первоначальным безгрешным райским прошлым и его восстановлением во Христе.
Даже в состоянии греха изначальное призвание человека будет оставаться неизменным. Другими словами, райский сад, если бы Адам не пал, развился бы в город, показанный в 21–22 главах книги Откровения. Это был бы идеальный город под властью Бога. Он имеет те же три функции, что и сад Божий, поскольку первоначально Бог создал Эдем как место, где человечество могло культивировать окружающее его пространство, жить в безопасности и быть в общении со своим Творцом.
Бог градостроитель
Является ли описание Божия города всего лишь метафорой? Здесь надо помнить, что образы, которые Священное Писание использует для описания Бога и Его спасительных действий, никогда не бывают исключительно метафорическими. Например, Бог называется в Писании Отцом, который строит духовную семью (Гал. 6: 10; Ин. 1: 12). Сказать, что Бог является главой семьи, означает, что человеческие семьи основаны на чем‑то в природе Бога. И это означает, что, хотя наша семья и является вполне земным институтом, мы должны стремиться освящать и поддерживать человеческую семью. И если Бог, согласно Библии, является градостроителем, созидающим духовный город, это означает, что и христиане призваны освящать и поддерживать свои города, несмотря даже на то, что земной город не миновал испорченности грехом.
Бог спроектировал город со способностью к развитию, чтобы, используя богатства творения (окружающей природы и человеческой души), строить цивилизацию. Город трудно определить, но его легко описать. Люди в городе находятся близко друг к другу территориально, что обеспечивает доступность разнообразных возможностей для деятельности. Город характеризуется также «совместным использованием» предприятий, многоквартирных жилых домов, общих мест для культурных мероприятий, улиц и т.д. Общее пространство взаимодействия множества людей заставляет относиться к другим как к соседям. Город является местом безопасности для разных людей.
Прибежище разнообразия
Первые города предоставляли убежище от диких животных, от мародеров и преступников. Когда Израиль пришел в Землю обетованную, первые города на этой земле были построены как «города убежища», куда обвиняемый мог бежать в поисках безопасности и гражданского правосудия.
По своей природе город – это место, где различные группы людей могут объединяться для взаимной поддержки и создания собственных институтов. Таким образом, города являются местами разнообразия, в отличие от деревень. Они отражают Божий город будущего, в котором сосуществуют люди всех наций, языков и культур. Город можно ненавидеть из‑за множественности и смешения культур, из‑за людей «не таких, как мы». Но Бог желает разнообразия культур как проявления богатства Своего творения.
При этом следует признать, что различные культуры содержат как благодатные, так и греховные элементы, осуждаемые Богом. Город стимулирует и фокусирует дары, способности и таланты людей и глубинные возможности человека. Это достигается путем установления контактов с другими людьми, имеющими разные взгляды, похожие и не похожие друг на друга. Концентрация человеческого таланта посредством как «конкуренции», так и сотрудничества, продуцирует произведения искусства, науки, техники, культуры.
Город побуждает как движение вниз, так и стремление к совершенству. Даже библейское описание порочного города Вавилона показывает способность города использовать ресурсы творения – физического мира и человеческой души.
В 18-й главе Откровения мы видим, что город является местом музыки и искусства, ремесел, производства, торговли, технологического прогресса и семейного строительства. Это, в основе своей, то, что Бог задумал сделать для города, чтобы живущие в нем, «добыв» богатства творения, построили цивилизацию, прославляющую Творца.
Место поиска Бога
Город раскрывает все, что находится в человеческом сердце. Так как человеческое сердце создано по образу Божию, но сейчас порочно, город выявляет и самые лучшие, и самые худшие из человеческих способностей.
Город – это место духовного поиска и поиска Бога. Древние города были религиозными центрами. Они обычно строились вокруг храма, в котором, как считалось, живет какой‑то бог, а потому сам город воспринимался как его резиденция. Город был центром культа этого бога и местом, куда люди приходили служить ему. Все это, вероятно, было искаженным следом памяти первоначального замысла Бога, где город Эдем, новый Иерусалим – место, где люди встретят Его и Он будет обитать с ними.
Даже сегодня динамика города сталкивает людей с совершенно разными взглядами на мир. В более однородном контексте человек может выбрать свою религию или жизненную философию, недолго размышляя, а просто следуя традиции или большинству, но в городе он вынужден задаваться вопросом, почему он верит именно в то, во что он верит. Конкурентоспособность, интенсивность и нестабильность города могут подталкивать человека к поиску духовного центра. В результате города становятся местами духовного поиска и обретения. Это потому, что земные города, несмотря на грех, все еще несут в себе многое из того, что Бог задумал для города изначально.
В ветхозаветном земном Иерусалиме Божие жилище – храм – был центральным объединяющим элементом архитектуры города и вершиной его искусства, науки и техники. Но Иерусалим стал лишь знамением того города, который строит Бог (Евр. 11:10) и который будет конечным местом обитания Бога с людьми (Откр. 21:3,23). Все истинно верующие уже сейчас являются гражданами этого города – «вышнего», «свободного» Иерусалима (Гал. 4:26). Земные же наши города в настоящее время являются местами самого яростного неверия, самого вопиющего идолопоклонства и враждебности к христианству, но в то же время здесь активно растут храмы, высока концентрация духовной жизни, и именно города определяют лицо современного христианства.
Зиккураты Вавилонов
Из‑за распространения греха теперь город извлекает как лучшее, так и худшее из человеческой души, строя цивилизацию, которая поклоняется человеку. Первый город в истории, город Каина, был построен как убежище от Бога и как подмена того города, что предусмотрен был Творцом в Эдеме. Каин построил этот первый созданный человеком город, назвав его в честь своего сына Еноха (это имя означает «посвящение», или «взятие на себя ответственности») (Быт. 4:17). Город Каина заменил Эдем, будучи попыткой человека обрести счастье без Бога.
Но наиболее важным городом, где восстание человека против Бога проявилось наиболее ярко, стал Вавилон. Здесь мы ясно видим, как грех искажает первоначальные функции города. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11:4). Если архитектурным/духовным центром града Божия было жилище Бога – Его храм, то здесь архитектурным центром становится первый «небоскреб» (башня зиккурат), который, по сути, является «храмом» утверждения человеческой силы и независимости. Цель Вавилона – «сделать себе имя», то есть показать «независимость» человека от Бога, сказать Ему: «Ты мне не нужен, я сам себе хозяин».
Это глубинное стремление в человеческом сердце к самосохранению и независимости от Бога теперь является главным фактором при строительстве любого человеческого города. И именно это в значительной степени привлекает многих людей в город. В буквальном смысле слова люди строят великие здания, предприятия, карьеру – все это, чтобы сделать себе имя, стать себе хозяином и спасителем благодаря собственным достижениям. В результате вместо того, чтобы стать спасительным убежищем разным народам, город становится местом эксплуатации и борьбы между группами.
Мы видим, что Вавилон был построен в то время, когда Бог велел человечеству распространиться по всей земле. Бог сказал Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Он повторил эту заповедь Ною и его семье после потопа (Быт. 9:7). Бытие в гл. 10 показывает, как распространялись и дифференцировались кланы и семьи. По воле Бога человечество распространило и развило различные культуры и цивилизации, чтобы тем самым обнаружить богатства творения.
Вопреки этому плану Бога, вавилоняне специально стремились построить город, который бы бросил вызов Божию плану (Быт. 11:4). Бог сходит и делит людей на разные языковые группы (Быт. 11:7–8). Таким образом, общее человеческое усилие, основанное на общем неповиновении Богу, в реальности приводит к еще большей разобщенности. Поэтому сегодня в городах, построенных на человеческом неповиновении Богу и на «создании имени» для их строителей, нередки такие явления, как раздоры и враждебность между различными народами, их населяющими.
Вавилонская башня – первый небоскреб – построена в явном неповиновении Богу. По заповеди Божией люди должны были развивать богатства творения, то есть ресурсы физической вселенной и личные ресурсы собственной природы. Они должны были реализовать заложенный в них самих образ Божий, строить культуру, развивать науку, искусство и гражданскую жизнь, создавать цивилизацию, которая бы прославляла Бога как ее источник и основание. Но в настоящее время у нас есть лишь город для прославления человека, город как способ выражения независимости человечества от Бога. Поэтому сегодня города и производят много такого, что бесчестит Бога и, следовательно, расчеловечивает людей. Не став центром, где люди ищут и находят Бога, город становится местом, куда люди уходят, сбегают от истинной религии и даже традиционной нравственности, благочестия.
Уже Каин неправильно использует город, сделав его «убежищем» от Бога (как будто это возможно!). Поэтому сегодня город часто становится приютом для людей с девиантным образом жизни, с чрезвычайно сильной враждебностью по отношению к религии или с весьма странными религиозными предпочтениями: город позволяет таким людям развиваться и процветать из‑за терпимости, которую современный город породил по отношению к социальным меньшинствам.
Два града
В каждом земном городе наличествуют два «царства», два «города», борющихся за приоритет. Это город мира сего, или человека, и город Бога. На протяжении всех книг Библии перед нами встают два конкурирующих образа города – Вавилон и Иерусалим. В кульминации книги Откровения эти земные города раскрываются как несовершенные отражения двух «космических» городов в их войне друг с другом.
Город человека – Вавилон – бросает вызов власти, богатству и самой человеческой культуре (создавая искусство, технологии и бизнес как самоцель вместо того, чтобы прославлять Бога) (Откр. 18–19). Он характеризуется гордостью, несправедливостью и жестокостью.
Город Божий – Иерусалим – напротив, характеризуется как мир Божий (само название «Иерусалим» переводится как «основание мира»). Мир (шалом) – это состояние, при котором управление Богом, справедливость, сострадание и праведность ведут к гармонии, и культурному развитию под руководством Творца.
Таким образом, земной город нельзя расценивать однозначно как зло и неправедность, это было бы неверное отношение к городу для современного верующего человека. Бог велел еврейским изгнанникам в Вавилоне (городе греха!) молиться и искать его мир: «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу» (Иер. 29:7). Господь говорит, что благо его народа растет или умаляется вместе с миром Вавилона («ибо при благосостоянии его и вам будет мир», ст. 7). Бог велит им привести Иерусалим, город Божий, в сам Вавилон! Таким образом, даже земной город Вавилон не должен рассматриваться как совершенно греховный, как погибший. Народ Божий не имел права бежать из него или ненавидеть его. И мы так же изгнаны из духовного Иерусалима (из рая), чтобы распространять мир Господа в наших земных городах.
Мы так же должны увидеть, что нас в наши города направил Бог (Иер. 29:4). Мы так же должны понимать, что призваны, даже в наиболее греховных городах, побеждать зло добрыми делами (Рим. 12:21) и дать возможность Евангелию сиять через наше служение (Тит. 2:10; 3:2); 1 Пет. 2:18).
В каждом земном городе есть два «города», борющихся друг с другом, – это город человека и город Бога. И хотя битва такого рода происходит повсюду в мире, земные города являются точками наибольшего напряжения на линиях сражений; местами, где сражения наиболее интенсивны, а победы являются наиболее стратегически важными. Из‑за силы города он является главной целью сил тьмы: то, что побеждает город, определяет ход человеческой жизни, общества и культуры.
В основе публикации –
статья Александра ВОРОХОБОВА
в журнале Нижегородской семинарии «Дамаскин»