За несколько дней до ареста и Голгофы Христос привел трех учеников — Петра, Иоанна и Андрея — на Елеонскую гору, простиравшуюся вдоль восточной стены Иерусалима (ныне непосредственно граничит со Старым городом), и заговорил с ними о том, что ждет в скором времени Иерусалим и в более отдаленной перспективе — весь мир. Эту беседу в библеистике принято называть эсхатологической (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний», и λόγος — «слово», «знание»), поскольку речь в ней идет о последних временах или, как еще говорят, о конце света.
Вот как эта беседа завершается:
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их <…> Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет.
Евангелие от Матфея, глава 24, стихи 29–31, 34
Слова Господа создают полное впечатление, что все эти события — и бедствия, которые постигнут мир, и Его славное пришествие в конце времен — произойдут еще при жизни тогдашнего поколения христиан, то есть апостолов. Недаром апостол Иоанн предупреждал своих духовных чад: Дети! Последнее время(1 Ин 2:18). Да и все христианские писатели I–II веков были убеждены, что живут в последние времена. Но с тех прошло 2000 лет, а события, предсказанные Христом, всё еще не случились…
Как это объяснить:
Все святые отцы согласно говорят: любые времена нужно воспринимать как последние. Христиане во все времена подвергаются гонениям и искушениям, всегда есть и свои антихристы. В этом-то и состоит главная цель пророчества о конце времен — призвать христиан к постоянному трезвению: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф 24:42). Интересно, что Сам Христос несколько раз обращает внимание апостолов на неизвестность времени Его Второго пришествия — например, здесь: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36).
Фразу не прейдет род сей, как всё сие будет святые отцы толкуют различно, но в основном считают, что под «родом» Господь имеет в виду Своих последователей. «Он говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных, — объясняет Иоанн Златоуст. — Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс 23:6)».
А наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович) напоминает, что в пророчестве Господа совмещаются два временных пласта — разрушение Иерусалима римлянами (которое произошло в 70 году, действительно еще при жизни многих апостолов) и конец человеческой истории. О том и другом Христос говорит вместе, потому что гибель Иерусалима — образ конца мира (мы уже упоминали о характерных для всей Библии событийных параллелях). Поэтому и слово «род» здесь используется в двух смыслах, продолжает преподобный Иустин: в узком смысле — это современники Спасителя, а в широком — преемники апостолов, «которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род».
Чем это пророчество важно:
Вся эта речь Господа, и особенно заключительная ее часть, — призыв к бдительности и трезвению, актуальный для всех христиан и во все времена. Мы не знаем, когда история этого мира подойдет к концу, но Господь призывает нас постоянно бодрствовать и жить в согласии с Его заповедями.
Где еще можно услышать слова пророчества?
Фрагменты Евангелий, в которых Господь Иисус Христос пророчествует о последних временах, читаются в храме за литургией несколько раз в течение года. В частности, указанный отрывок из Евангелия от Матфея можно услышать в пятницу 10-й недели по Пятидесятнице.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
На заставке использован фрагмент фрески Сон Иоакима (Ангел). Джотто ди Бондоне. Падуя, между 1305 и 1313
Источник: Фома.ру