Уже более двенадцати лет прошло, как с подписанием Акта о каноническом общении ушла в прошлое одна из тяжелых трагедий разделения, принесенных революцией и гражданской войной в России в начале XX века: было восстановлено каноническое единство Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Люди в Отечестве и рассеянии смогли вместе участвовать в богослужениях, причащаться, молиться святым. За годы разделения накопилось немало вопросов, которые требовали общего осмысления и решения, в том числе было необходимо согласование празднований новопрославленных святых. В чем были особенности канонизации святых в Зарубежной Церкви до 2007 года, обусловленные, в том числе, сохранявшимся до той поры разделением? Результатами исследования этого вопроса делится диакон Андрей Псарев.
Праведный Иоанн Кронштадтский (+ 1909 г.)
Праведный Иоанн, «всероссийский батюшка», почитался еще при жизни. Это почитание продолжалось и в эмиграции. В 1938 и 1941 гг. соответственно в Белграде вышли первый и второй том труда И.К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский: Жизнь и чудеса». Том первый, помимо свидетельств о почитании праведного Иоанна в эмиграции, содержит слово архиепископа Феофана Полтавского, посвященное вопросу о канонизации отца Иоанна Кронштадтского (глава 68). Во втором томе был помещен акафист Честному и славному иерею Божию Иоанну Кронштадтскому (глава 76).
Народное почитание часто предшествует прославлению. Задача иерархии – «прослушать Церковь». «Фактически что мы делаем, архиереи? – говорил Прервоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий (Устинов), – Мы духовно прослушиваем Церковь: чем она живет, чем она дышит – и возвращаем это, но конкретно ясно, точно». Видимо, этим можно объяснить следующее обращение святителя Иоанна (Максимовича) в его бытность правящим архиереем Западно- Европейской епархии: «Ввиду предстоящего рассмотрения на Архиерейском Соборе в сентябре сего [1953] года ходатайства о прославлении Отца Иоанна Кронштадтского предлагаю священнослужителям по священнослужительской совести сообщить мне: убежден ли сам он в святости о. Иоанна, протоиерея Кронштадтского; является ли то, по его наблюдениям, верой его паствы или духовных чад; и в случае утвердительного ответа на первые два вопроса, признает ли он необходимым или желательным безотлагательное прославление о. Иоанна Кронштадтского как угодника Божия, по почину Зарубежья».
Непосредственному прославлению святого Иоанна Кронштадтского в 1953 г. предшествовали обращения почитателей. Так, например, прихожане Николаевской церкви в г. Ютика, шт. Нью-Йорк, обращались ко всем русским людям: «Мы призываем всех писать своим правящим иерархам просьбы передать архиерейскому Собору, что настал час прославления отца Иоанна». По отцу Иоанну служились панихиды; устраивались собрания, где говорилось о подвиге его служения.
Тем не менее, Архиерейский Собор 1953 г., не возражая принципиально против возможности прославления, постановил отложить прославление праведного Иоанна Кронштадтского, приняв во внимание позицию по этому вопросу Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), который «не нашел возможным осуществить это прославление немедленно только потому, что для причисления отца Иоанна к лику святых необходимо участие нашей освобожденной из плена Матери Русской Православной Церкви». Таким образом, вопрос о прославлении также зависел от статуса РПЦЗ. Церковь за рубежом, существовавшая временно, не имела права совершать акт, превосходящий минимальные задачи выживания.
27 мая 1964 г. на смену престарелому митрополиту Анастасию Архиерейский Собор избирает нового первоиерарха, митрополита Филарета (Вознесенского), и уже 3 июня этот же Собор принимает единогласное решение о прославлении о. Иоанна Кронштадтского. Для изменения решения собора 1953 года дается следующее обоснование: «Еще на Соборе Епископов 1953 года было суждено о необходимости всенародного прославления отца Иоанна Кронштадтского. С того времени прошло уже свыше десяти лет, и не только не изменились условия жизни на русской земле, но и усилились там преследования Христовой Церкви, посему ныне наступило крайнее время, когда нам надлежит обратиться к небесной помощи и к молитвенному предстательству сего Угодника Божия, который воистину был для русского народа пастырем добрым, полагавшим душу свою за люди своя».
Итак, созданием этого прецедента вопрос о принципиальной возможности прославления святых Русской Зарубежной Церковью был разрешен положительно. Прославление состоялось 1 ноября 1964 г. в синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке и храме св. Иоанна Рыльского (с момента прославления – храме-памятнике святого Иоанна Кронштадтского).
Преподобный Герман Аляскинский (+1837 г.)
Со времени его кончины на Аляске совершалось местное почитание подвижника. В 1867 году епископ Павел Новоархангельский составил запись о подвигах и чудесах преподобного Германа. В 1894 г. Валаамский монастырь издал книгу о прп. Германе. В 1930-х гг. на острове Еловый поселился архимандрит Герасим (Шмальц). В результате состоявшегося в 1935 г. примирения русской церковной диаспоры архиереи Северо-Американской митрополии вошли в Архиерейский Собор РПЦЗ. Будучи в Белграде на Соборе 1937 г., епископ Алексий Аляскинский сообщил, что его паства «давно мечтает о прославлении старца Германа» Архиерейский Собор РПЦЗ 1939 г. поручил епископу Алексию готовить канонизацию преподобного. Когда в 1946 г. архиереи Северо-Американской митрополии вышли из состава Архиерейского Собора РПЦЗ, архимандрит Герасим (Шмальц) остался в Северо-Американской митрополии, но при этом сохранил близость к Русской Зарубежной Церкви. По его совету Глеб Подмошенский и Евгений Роуз в лоне РПЦЗ создали в Калифорнии Братство преподобного Германа Аляскинского.
8/21 марта 1969 г. архиепископ Сан-Францисский Антоний (Медведев) поднял вопрос о почитании преподобного Германа Аляскинского. Была прочитана составленная Глебом Подмошенским «Записка о почитании Блаженного Германа Аляскинского в связи с его прославлением». Было решено опросить всех архиереев РПЦЗ об их отношении к прославлению преподобного. В том же 1969 г. о. Герасим совершил обретение останков старца Германа.
Параллельно подготовка к прославлению преподобного шла и в Северо-Американской митрополии. 10 апреля 1970 г. Северо-Американской митрополии была дарована автокефалия, а 9 августа того же года в соборе Воскресения Христова на острове Кадьяк состоялось прославление прп. Германа Православной Церковью в Америке. В тот же день о. Герман был прославлен РПЦЗ в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско.
Так в вопросе о прославлении прп. Германа нашла отражение история русских церковных разделений в Северной Америке.
Блаженная Ксения Петербургская
Фондом памяти блаженной Ксении Петербургской, который возглавлял епископ Лавр, в середине 1970-х гг. проводился сбор свидетельств о получении помощи по молитвам к ней. Многие свидетельства из разных концов мира были опубликованы в «Православной Руси». Архиерейский Синод РПЦЗ поручил фонду собирать материалы для прославления. Почитатели блаженной Ксении призывались к служению панихид на приходах, к тому, чтобы в епархиях устраивались собрания с просмотром диапозитивов о блаженной Ксении. Вопрос о ее прославлении поднимался на Всезарубежном Соборе 1974 и Архиерейском Соборе 1976 года. Критерий для прославления хорошо выражен в следующих слова епископа Штутгартского Павла на Архиерейском Соборе 1976 г.: «Блаженная Ксения подвизалась более 200 лет назад, а память ее остается живой. Совершается по ее молитвам много чудес». Архиепископ Лос-Анджелесский Антоний писал в 1979 г., что вопрос «о прославлении Блаженной Ксении был легко и быстро решен на двух последних архиерейских соборах».
В год прославления Архиерейский Синод обратился к епархиальным Преосвященным и настоятелям подчиненных Синоду церквей с тем, чтобы с 24 августа /6 сентября 1978 г. и до 10 / 23 сентября во всех храмах совершались заупокойные литии по блаженной Ксении. Этот указ призывал: «В воскресенье 11/24 сентября после Божественной литургии оповестить с амвона прихожан о совершаемом, по милости Божией, в сей день Собором Епископов прославлении блаженной Ксении и совершить торжественный молебен блаженной Ксении», что и свершилось в означенный день.
Святые новомученики и исповедники Российские,
Царственные мученики
Частям различных белых формирований, освобождавших города от большевиков, приходилось иметь дело с последствиями большевистского террора. Таким образом почитание новомучеников перешло в Русскую Зарубежную Церковь.
К источникам сведений о новомучениках в РПЦЗ относится вышедшая в 1925 г. в Париже книга Валентинова «Штурм Небес» и двухтомник о. Михаила Польского «Новые мученики Российские». Почитание новомучеников продолжалось за рубежом. Архиерейский Собор 1971 г. отмечает, что он «с благоговением преклоняется перед священным подвигом Российских Новомучеников и сочувствует их прославлению». Архиерейский Собор 1974 г. 18 сентября / 1 октября поручил архиепископу Антонию Лос-Анджелесскому составить комиссию «преимущественно из духовных лиц» для полной и детальной разработки прославления». В комиссию вошли, помимо председателя, архиепископ Каракасский и Венесуэльский Серафим, епископ Лавр и епископ Константин.
В постановлении Архиерейского Синода от 30 октября / 12 ноября 1975 г., принятом в ответ на письмо священника Глеба Якунина, Виктора Капитанчука и Льва Регельсона, говорится:
«Прославление новомучеников, несомненно, является вопросом большого значения и должно признаваться в высшей степени желательным и необходимым. <…> К сожалению, после тридцатых годов данных о личных подвигах мучеников из России за границу приходило очень мало. Архиерейский Синод как раньше, так и теперь признает собирание такого материала очень важным.
Практически надеяться на какое-либо сотрудничество в этом деле со стороны лиц, ныне возглавляющих Московскую Патриархию, не представляется возможным. Мало может помочь делу и сотрудничество зарубежных церковных образований, отделившихся от Русской Церкви. Материалы о мучениках и исповедниках могут находиться только в самой России. Там люди, мыслящие так же, как священник Глеб Якунин и его друзья, должны на месте собирать такие сведения и находить способы для пересылки их за границу, где Архиерейский Синод будет приобщать их к уже имеющимся данным.
Со своей стороны Архиерейский Синод обращается к тем, кому удастся выехать из Советского Союза и вообще ко всем, располагающим таким данными, с просьбой сообщать ему те данные, какие они могут иметь об исповедническом или мученическом подвиге, понесенном иерархами, духовенством, монашествующими и мирянами в СССР».
В докладе архиепископа Лос-Анджелесского Антония Архиерейскому Собору 1978 г. владыка разбирает вопрос о том, нужны ли для прославления святых чудеса, и приходит к заключению, что чудеса бывают, когда к святым обращаются с верой: «Если же требуют чудес те, кто сомневается в силе молитвенного заступления святых мучеников, для них чудес не будет».
Из резолюции, принятой Собором 3/16 сентября 1978 года по докладу архиепископа Антония, можно вывести следующие заключения в пользу прославления новомучеников:
- непосредственные указания Божии о прославлении мучеников, например, неизъяснимый мир и мужество, ниспосланные митрополитам, Владимиру, Вениамину и царской семье (ср.: Мф 10. 19-20);
- «возможность оказать действенную поддержку нашим угнетенным, мучимым и умерщвляемым братьям в России среди моря ненависти, гонений, лишений, потери средств к существованию в наказание за веру, отправки в лагеря смерти и в сумасшедшие дома»;
- «потоки мученической крови есть то, что может погасить пожар безбожия…»;
- откладывание прославления по причинам «вымирания [епископата, клира и паствы] становится равносильным отказу от прославления»;
- убиенный император Николай II может быть прославлен так же, как были прославлены 14 тыс. Вифлеемских младенцев, убиенных за Христа, или святой князь Андрей Боголюбский.
В другой резолюции того же Собора от 3/16 сентября 1978 г. постановлено провести прославление на Всезарубежном или, в случае невозможности, Архиерейском Соборе и напомнить о необходимости выполнения постановления Московского Собора 1918 г. о служении панихид по новомученикам в воскресенье, ближайшее к 25 января / 7 февраля.
В своем обращении к Русской Зарубежной Церкви в год прославления Первоиерарх митрополит Филарет объясняет, что Церковь на родине не может совершить прославление, так как одна часть ушла в катакомбы, а другая «подчинилась богоборческой власти и действует по ее указке».
Работа по подготовке имен новомучеников к прославлению проводилась в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле монахом Вениамином (Гомартели) под руководством епископа Лавра. В основном они были извлечены из двухтомника о. Михаила Польского, эмигрантской печати, переданных из России списков, отдельных свидетельств родственников. Эти имена, сопровожденные краткими справками, были представлены на Архиерейском Соборе 9/22 октября 1981 года. Собор постановил «поручить особой Комиссии проверить и отредактировать этот список и представить его на утверждение Собору на одном из следующих заседаний». На том же заседании Собора комиссии была дана следующая директива: «Полагаем, что в окончательный, отредактированный список должны войти все Новомученики и Исповедники, пострадавшие до декларации Митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 г., породившей не изжитый и до сего времени раскол в среде верующих. Мы преклоняемся перед подвигом и страданиями всех пострадавших и позже, [после поименованной декларации], но здесь должна быть проявлена особая осторожность при уточнении списка».
Прославление Новомучеников и исповедников Российских состоялось 31 октября / 1 ноября 1981 г. в Знаменском синодальном соборе в Нью-Йорке. По поручению Его Высокопреосвященства архиепископа Лавра К.В. Глазковым и А. В. Псаревым была проведена редакция списка новомучеников. В этой работе критерием был факт непринадлежности рассматриваемого христианина к церковной организации митрополита Сергия. Применение этого критерия видно на примере Собора 1993 г. в вопросе о причислении к лику новомучеников замученного в застенках НКВД в ноябре 1937 г. митрофорного протоиерея Николая Семенова, приходского священника Крестовоздвиженской церкви в селе Дневка Екатеринославской епархии. 12 сентября 1959 г. его вдове выдали справку о посмертной реабилитации несправедливо осужденного и замученного о. Николая. Было принято решение: «Постараться узнать, был ли протоиерей Н. Семенов поминающим Митрополита Сергия; если да, то воздержаться от причисления его клику Новомучеников, а если нет, то причислить его к списку Новомучеников, которые были прославлены в 1981 г.». Опубликованный в 1998 г. в приложении к Троицкому Православному Русскому календарю, этот список стал официальным диптихом Русской Зарубежной Церкви.
Преподобный Паисий (Величковский; +1794 г.)
15/28 октября 1981 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ архиепископ Чикагский Серафим поднял вопрос о прославлении о. Паисия (Величковского). Произошла дискуссия. Митрополит Филарет отметил, что поскольку подвижник подвизался в Румынской Церкви, то и прославление должно быть совершено там. На что епископ Лавр возразил, что братия Ильинского скита на Афоне просит разрешить это прославление в связи с тем, что это основатель их скита, и Румынская Церковь собирается его прославить. Был поднят вопрос, разрешит ли Румынская Церковь его почитание. Все-таки было принято решение о разрешении местного почитания преподобного Паисия в афонском Свято-Ильинском скиту. Прославление прп. Паисия было совершено в Ильинском скиту архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром, епископом Штутгартским Марком с сонмом духовенства.
На Архиерейском Соборе 1988 г. было решено послать всем Преосвященным опрос об их согласии «на расширение из местного почитания на общее прославление старца Паисия Величковского». В 1990 г. Архиерейский Собор постановил праздновать память прп. Паисия повсеместно.
Преподобные отцы Оптинские
26 июля / 8 августа 1988 года архиепископ Лос-Анджелесский Антоний представил доклад о прославлении Оптинских страцев. Ссылаясь на Е. Е. Голубинского, архиепископ Антоний указал, что только в XVII в. у греков появились четко выраженный критерии святости: истинное православие, благочестие и чудеса. До этого вопрос о прославлении решался местным епископом с согласия митрополита. Архиепископ Антоний привел житийные справки предлагаемых к прославлению угодников Божиих, составленные в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле иеродиаконом Ефремом (Красовским). 28 апреля / 11 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о прославлении «в лике святых в земле российской просиявших, старцев оптинских, преподобных и богоносных отцов наших Льва, Моисея, Антония, Исакия I-гo, Макария, Амвросия, Иосифа, Анатолия I-го (sic), Илариона, Варсонофия, Анатолия Младшего, Исакия II-го, Нектария и Никона». Прославление прошло в Николаевском соборе в Монреале 13 мая 1990 г.
Святители Иннокентий Московский (+1879 г.),
Николай Японский (+1912 г.)
и Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (+1966 г.)
Вопрос о прославлении был поднят 21 апреля / 4 мая на Архиерейском Соборе 1993 года архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием. Во время последовавшей дискуссии архиепископ Лос-Анджелесский Антоний задал вопрос о том, известны ли чудеса по молитвам архиепископа Николая, на что архиепископ Западно-Американский Антоний указал, что чудеса не являлись условием прославления святого равноапостольного князя Владимира. Также архиепископ Лос-Анджелесский Антоний и епископ Григорий указали на необходимость народного почитания святителей Иннокентия и Николая. В отношении прославления архиепископа Иоанна у членов Собора не было разномыслия, за исключением архиепископа Лос-Анджелесского Антония. Этот иерарх признал действенность чудес, совершенных по предстательству архиепископа Иоанна, при этом отметил, что «чисто богословски чудотворение – это еще не признак святости».
В 1989 году Архиерейский Синод благословил архиепископу Западно-Американскому Антонию учредить комиссию по сбору дополнительных сведений о жизни и подвигах святителя Иоанна в связи с приближающейся в 1994 году 25-й годовщиной его преставления. На заседании от 24 апреля /7 мая 1993 г. архиепископ Сан-Францисский Антоний прочел письмо протоиерея Валерия Лукьянова, содержащее ходатайство многих прихожан Восточно-Американской епархии о прославлении архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. В тот же день Собор постановил прославить сих трех архиереев, приурочив торжества к 200-летию Православия в Америке.
Прославление святителей Иннокентия Московского и Николая Японского прошло при Иоанно-Предтеченском соборе в Мейфильде (Пенсильвания). Прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского было совершено 2-3 июля 1994 г. при кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско.
Святитель Иона Ханькоусский (+1925 г.)
31 августа / 13 сентября 1996 г. архиепископ Западно-Американский Антоний на заседании Архиерейского Собора огласил проект Акта о прославлении подвижника и чудотворца, почитаемого православными выходцами из Маньчжурии. Было постановлено признать святителя Иону в «лике святых угодников Российских». Прославление было совершено 20 октября 1996 г. в Сан-Франциско в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в Покровском соборе г. Чикаго и в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Джилонге (Австралия).
Святители Филарет Московский (+1867 г.),
Игнатий Кавказский (+1867 г.),
Феофан Вышенский (+1894 г.)
и преподобный Феофил Киевский (+1853 г.)
В 1988 году Архиерейский Синод, признав святость святителей Игнатия и Феофана, при этом отказался признать их прославление в РПЦ МП, так как предварительно не были прославлены новомученики, «с признания святости которых должно было начинаться истинное соборное делание и у нас и на Родине».
На Архиерейском Соборе 1996 г. епископ Евтихий Ишимский сделал сообщение об обретении мощей преподобного старца Феофила. Архиерейский собор 2000 года постановил 11/24 октября «почислить» их в лике прославленных святых. Прославление было совершенно в кафедральном соборе святых Новомучеников и исповедников Российских в г. Мюнхене 30 апреля/1 мая, 2001 г.
Священномученик Максим Саидович (+1914 г.),
Первомученики китайские (+1900 г.)
На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1996 г. архиепископ Иларион (Капрал) сделал сообщение о подвиге иерея Максима Саидовича, расстрелянного за православную пастырскую и русскую патриотическую деятельность на Лемковщине, в пределах Австро-Венгерской империи. Казнь над ним произведена 24 августа 6 сентября 1914 года во дворе Горлицкой тюрьмы. Было представлено описание мученической кончины о. Максима.
В тот же день архиепископ Иларион сделал «доклад о китайских новомучениках, умерщвленных во время Боксерскаго возстания в Пекине». Было отмечено: «Главным днем мученической смерти православных китайцев в числе 222 было 11 июня 1900 г. Особо славен подвиг священника Митрофана Цзи-Чун со всею его семьей и православнаго катихизатора Павла Ванга». Постановили: «Совершать память Новомучеников Китайских 11/24 июня». Прославление их было совершено в Покровском храме г. Кабраматты в Австралии 11/24 июня 1997 г.
Итак,
на основании изученного материала представляется возможным сделать следующие выводы.
Прославления в Русской Зарубежной Церкви проводились главным образом на основании агиографического материала. Возможное исключение в этом отношении составляют сведения о новомучениках.
Факт того, что большинство святых, прославленных в РПЦЗ, были также прославлены в Московском Патриархате, подтверждает верность прославлений Русской Зарубежной Церкви. Наличие всезарубежного почитания ярко видно в отношении праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, святителя Иоанна Шанхайского, царя-мученика Николая. Местное почитание имело место в отношении преподобного Германа Аляскинского. Допустимо говорить, что в отношении святителей Филарета и Иннокентия Московских, Феофана Вышенского, Игнатия Кавказского и преподобного Феофила имело место желание открыть для народа Божия возможность молитвенного обращения к тем, кто уже был прославлен Церковью в Отечестве.
Прославлениями Русской Зарубежной Церкви двигало сознание ответственности за свою миссию свободной части Русской Церкви делать то, что нельзя было исполнить в Отечестве. Прославления рассматривались как средство борьбы против безбожия.
Если вопрос о необходимости чудес решался неоднозначно, то совершенно однозначно рассматривался вопрос о необходимости подвига богоугождения в течение земной жизни того или другого праведника.
В отношении прославления ставился вопрос об опросе преосвященных членов Архиерейского Собора РПЦЗ и, в одном случае, духовенства. Прилагались усилия к широкому оповещению народа Божьего о готовящихся прославлениях.
Церковные разделения в Русской Церкви на родине и в диаспоре нашли отражение и в подходах к прославлениям. Имел место также и проблемный подход в отношении Поместных Церквей, местного прославления архиереями РПЗЦ подвижника Румынской Церкви на территории Константинопольского Патриархата.
Диакон Андрей ПСАРЕВ
Автор выражает благодарность М.П. Перекрестову и А.А. Любимову
за содействие в проведении исследования для написания этой работы
В основе материала –
доклад, опубликованный сайтом «РПЦЗ: обзор»