Выражение любви к Пресвятой Богородице: наставление на Успенский пост

О главных церковных событиях в период Успенского поста и о времени особого сосредоточения и переживания Успения Пречистой Божией Матери рассказывает в своем наставлении руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

— Успенский пост — один из четырех многодневных постов Православной Церкви, который длится всего две недели с 14 по 28 августа включительно, при этом он такой же строгий, как и Великий пост. Завершается праздником Успения Божией Матери, в честь которого он и назван.

Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением потому, что согласно древнему преданию, сам Господь Иисус Христос вознес ее блаженную душу и тело в обители небесные.

Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас). В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы

Следующим важным праздником Успенского Поста является воспоминание события Преображения Господня. Это один из главных двенадцати праздников церковного календаря. Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

Яблочным Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» — народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Пост для христианина, всегда обозначен особым внутренним настроем. Успенский пост, время нашего сосредоточения и переживания события Успения Пречистой Божией Матери, той, которая смогла «вместить Невместимого Бога». В духовном смысле, по слову апостола Павла, мы должны достичь такого совершенства, чтобы жить так, что «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2.19), т.е стать вместилищем самого Христа. Для этого необходимо победить в себе всяческий грех, неслучайно Церковь в течение всего календарного года призывает нас к духовным деланиям.

Успенский пост относительно короткий, поэтому важно провести это время в молитве, постараться быть на богослужениях в храме, исповедаться и причаститься. Пусть это время принесет пользу нашей душе и станет выражением нашей любви к Пресвятой Богородице.