Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.
Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Одно из самых первых пророчеств, с которым мы сталкиваемся, раскрывая Библию, произнес Сам Господь, обращаясь к сатане. Падший дух под видом змия проник в рай и соблазнил первозданных людей — Еву, а через нее и Адама. Доверившись слову змия и захотев стать как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5), люди нарушили единственную заповедь, которую получили от Бога в раю, и попробовали плод дерева, стоявшего посреди райского сада. Приняв от сатаны мысль, будто предостережение Господа смертью умрешь было обманом, они разрушили отношения взаимного доверия с Богом. С этого момента, как и предупреждал Господь, Адам и Ева стали смертными существами, обреченными жить в не слишком гостеприимном мире, в болезненных муках рожать детей и в поте лица, то есть тяжелым и изнурительным трудом, добывать себе пропитание (ср.: Быт 3:16–19).
А вот змию, точнее сатане, Господь сказал совершенно непонятные, на первый взгляд, слова:
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Бытие, глава 3, стих 15
Итак, сатане предстоит враждовать с женою и, что еще более удивительно, с ее семенем. Оно («семя») поразит сатану в голову, хотя тот сможет жалить его в пяту.
Что всё это значит? И какое семя может быть у жены?
Как это объяснить:
Словом «семя» в Библии часто называется потомство человека. Сам Бог именует Исаака и его потомков семенем Авраама (Быт 21:12); Моисей, обращаясь к израильтянам, называет их семенем отцов — ветхозаветных праведников (Втор 10:15); многочисленным семенемназывает потомков Иова один из его друзей (Иов 5:25) и т. д.
Но обратите внимание: во всех этих примерах (да и в других, которые можно было бы привести) речь идет о потомстве мужчины. А Бог подчеркивает, что враждовать с сатаной будет семя жены…
В истории человечества был только один пример, когда женщина родила ребенка без участия мужчины. Этим Ребенком был Господь Иисус Христос. И в обетовании о «семени жены» мы имеем не что иное, как предсказание о Спасителе, Который родится от Девы, поразит змия — диавола и избавит человечество от его власти: именно так понимали это место все святые отцы. Это обетование называют еще Первоевангелием. Ведь «евангелие» в переводе греческого — «добрая весть». И Господь в самом начале человеческой истории утешает наших согрешивших прародителей, возвещая диаволу поражение от грядущего Спасителя.
Правда, змий сможет «жалить его в пяту». В символическом значении пята «есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого», обращает внимание святитель Филарет Московский, митрополит Московский: речь в этой части пророчества идет об уязвлении всех верующих «соблазнами, бедствиями, смертью телесною». Зачем это нужно? Для того, объясняет святитель Филарет, «чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу».
Но и Сам Победитель диавола, Сын Божий Иисус Христос, тоже пострадает от него. Сатана, названный в Откровении святого апостола Иоанна Богослова «древним змием» (Откр 12:9), получит власть и Самого Христа «жалить в пяту», то есть ранить Его в самое уязвимое место — Его человеческую плоть. Это предсказание о том, что Христос пострадает, как человек, — и тем самым победит врага.
Чем важно это пророчество:
Это первое библейское упоминание о приходе Спасителя, Который избавит человека от последствий первородного греха.
Где можно услышать слова пророчества сегодня?
Фрагменты книги Бытие (из которой взят этот отрывок) и некоторых других ветхозаветных книг звучат в храме на утренних службах Великого поста и называются паремиями. Пророчество о «семени жены», которое поразит главу змия, читается в пятницу первой седмицы Великого поста.
Подготовил Игорь Цуканов
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Источник: Фома.ру