Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.
Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Одно из самых первых пророчеств, с которым мы сталкиваемся, раскрывая Библию, произнес Сам Господь, обращаясь к сатане. Падший дух под видом змия проник в рай и соблазнил первозданных людей — Еву, а через нее и Адама. Доверившись слову змия и захотев стать как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5), люди нарушили единственную заповедь, которую получили от Бога в раю, и попробовали плод дерева, стоявшего посреди райского сада. Приняв от сатаны мысль, будто предостережение Господа смертью умрешь было обманом, они разрушили отношения взаимного доверия с Богом. С этого момента, как и предупреждал Господь, Адам и Ева стали смертными существами, обреченными жить в не слишком гостеприимном мире, в болезненных муках рожать детей и в поте лица, то есть тяжелым и изнурительным трудом, добывать себе пропитание (ср.: Быт 3:16–19).
А вот змию, точнее сатане, Господь сказал совершенно непонятные, на первый взгляд, слова:
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Бытие, глава 3, стих 15
Итак, сатане предстоит враждовать с женою и, что еще более удивительно, с ее семенем. Оно («семя») поразит сатану в голову, хотя тот сможет жалить его в пяту.
Что всё это значит? И какое семя может быть у жены?
Как это объяснить:
Словом «семя» в Библии часто называется потомство человека. Сам Бог именует Исаака и его потомков семенем Авраама (Быт 21:12); Моисей, обращаясь к израильтянам, называет их семенем отцов — ветхозаветных праведников (Втор 10:15); многочисленным семенемназывает потомков Иова один из его друзей (Иов 5:25) и т. д.
Но обратите внимание: во всех этих примерах (да и в других, которые можно было бы привести) речь идет о потомстве мужчины. А Бог подчеркивает, что враждовать с сатаной будет семя жены…
В истории человечества был только один пример, когда женщина родила ребенка без участия мужчины. Этим Ребенком был Господь Иисус Христос. И в обетовании о «семени жены» мы имеем не что иное, как предсказание о Спасителе, Который родится от Девы, поразит змия — диавола и избавит человечество от его власти: именно так понимали это место все святые отцы. Это обетование называют еще Первоевангелием. Ведь «евангелие» в переводе греческого — «добрая весть». И Господь в самом начале человеческой истории утешает наших согрешивших прародителей, возвещая диаволу поражение от грядущего Спасителя.

Икона указывает на воплощение Спасителя как Заступника мира.
Богоматерь. Икона Знамение.
Ярославль. Около 1218 года
Правда, змий сможет «жалить его в пяту». В символическом значении пята «есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого», обращает внимание святитель Филарет Московский, митрополит Московский: речь в этой части пророчества идет об уязвлении всех верующих «соблазнами, бедствиями, смертью телесною». Зачем это нужно? Для того, объясняет святитель Филарет, «чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу».
Но и Сам Победитель диавола, Сын Божий Иисус Христос, тоже пострадает от него. Сатана, названный в Откровении святого апостола Иоанна Богослова «древним змием» (Откр 12:9), получит власть и Самого Христа «жалить в пяту», то есть ранить Его в самое уязвимое место — Его человеческую плоть. Это предсказание о том, что Христос пострадает, как человек, — и тем самым победит врага.
Чем важно это пророчество:
Это первое библейское упоминание о приходе Спасителя, Который избавит человека от последствий первородного греха.
Где можно услышать слова пророчества сегодня?
Фрагменты книги Бытие (из которой взят этот отрывок) и некоторых других ветхозаветных книг звучат в храме на утренних службах Великого поста и называются паремиями. Пророчество о «семени жены», которое поразит главу змия, читается в пятницу первой седмицы Великого поста.
Подготовил Игорь Цуканов
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Источник: Фома.ру