История
Миро — особое масляное вещество, используемое в некоторых Церковных таинствах и чинопоследованиях.
Главным образом святое миро нужно для таинства миропомазания. Из самого названия таинства следует, что в нем человек помазывается святым миром.
С самого момента зарождения христианства, для вступления в христианскую общину было необходимо не только крещение, в котором человек очищается от первородного греха, но и возложение рук апостолов, через которое новому члену Церкви преподавались дары святого Духа — вселение Духа Святого лично в человека, а также духовные благодатные дары, подающиеся как духовная пища.
Стоит отметить, что уже в апостольских посланиях это таинство называется помазанием — древним жестом, которым возводились цари и первосвященники.
Изначально таинство преподавания Даров Святого Духа было прерогативой епископов — как непосредственных преемников апостолов и как глав локальных церковных общин. Но по мере увеличения Церкви, для епископов уже стало затруднительно лично миропомазать всех новых христиан, поэтому данное таинство стало делегироваться священникам. Для этого, по сложившейся традиции, предстоятель поместной церкви — как глава христианской общины, возглавляет чин мироварения, и освящения мира, которое потом рассылается по всем приходам поместной церкви для совершения таинств.
Также, миро обязательно используется при освящении нового храма, а в прошлом использовалось при помазании на царство монарха.
Приготовление и чин мироварения
Миро в Православной Церкви приготовляется из чистого оливкового масла с добавлением белого виноградного вина и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, а в реестре чина Миропомазания 1894 года их число сократилось до 50-ти. В настоящее время в состав мира входит от 50 до 80 разных веществ.
Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.
Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в малом соборе Донского монастыря в Москве.
В Великий Понедельник Святейший Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению.
В начале чина мироварения Патриарх совершает малое освящение воды, после чего читает молитву о помощи в деле освящения мира. Далее Патриарх окропляет святой водой все приготовленное для мироварения. Оставшаяся святая вода вливается в котел. После этого духовенство попарно вливает в котел масло, вино и приготовленные благовония. После того как котел полностью наполнен необходимыми веществами, Патриарх сам зажигает огонь в печи трикирием и полагает начало непрестанном чтению Евангелия, которое продлится весь период мироварения, в течении трех дней. Два диакона, специальными веслами постоянно помешивают варящееся миро.
В присутствии архиерея в Среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла и все тщательно перемешивается.
Освящение мира
Освящение мира по древней традиции Русской Православной Церкви происходит за литургией в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной Вечери, в Кафедральном соборе Русской Православной Церкви. До революции освящение мира происходило в Успенском соборе Московского Кремля, куда приносились сосуды из соседнего здания мироваренной палаты, где оно приготовлялось. В советские годы миро освящалось и хранилось в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, а сейчас миро освящается за Литургией в Храме Христа Спасителя, а затем хранится в патриаршей резиденции.
Во время Великого входа — момента перенесения приготовленных хлеба и вина, которые должны стать Телом и Кровью Христовыми на престол — главное место алтаря, вместе с этими сосудами, переносят и сосуды с приготовленным, но еще не освященным миром.
После того как происходит освящение даров (хлеба и вина, ставших Телом и Кровью Христовыми), наступает момент освящения мира. Оно освящается благословением рукой Патриарха, чтением особых молитв, а также добавлением в каждый сосуд небольшого количества древнего мира, а затем восполнение сосуда с древним миром, новым.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси