Согреши – потом покаешься?

Диавол непрерывно искушает нас, подталкивая ко греху. Есть грехи «быстрые», а есть «медленные». «Быстрые» – это, чаще всего, грехи языка: сквернословие, осуждение, клевета, насмешки, зложелание. Язык у нас крутится, как пропеллер у взлетающего самолета, так что и охнуть не успеешь, как согрешишь. Именно из-за высокой «скорости» этих грехов бороться с ними крайне сложно. Лучшее средство борьбы с ними – молчание, но молчание сегодня – безумно дорогая роскошь, которую почти никто не может себе позволить. Вот и «лякаем» языком, направо и налево раздавая бесам свою душу.

 

Иное дело – грехи «медленные». Это те, к совершению которых нужна некоторая… подготовка. Вот, например, воровство в супермаркете. Стащить, что «плохо лежит», для многих – не просто способ улучшить свое финансовое положение, но и демонстрация эдакой удали: могу ведь! Увидел «плохо лежащую», «безнадзорную» вещь, впустил в душу греховный помысел, подошел, незаметное движение «рука-сумка» – вуаля!

Или, скажем, хамство в транспорте. Хамство – это вершина горы, к которой ведут «ступеньки»: наступили на ногу или сделали замечание, далее – возмущение, раздражение, перебранка, повышение голоса и, наконец, прямое оскорбление. Почему же человек идет на хамство, что им движет? Зачастую движет неудовлетворенность собой, жизнью, окружающими, а то и откровенная внутренняя злоба на всех и вся.

Драка, убийство, мошенничество, пьянка. Обычно к этим «медленным грехам» подталкивает не сиюминутный порыв, как в грехах языка, а страсть, то есть грех, от частого употребления ставший привычкой.

Для атеистов проблемы никакой нет: захотелось – сделал, плевать на угрызения совести и другие духовные идеалы, только мешающие нормально жить. Для христиан все намного сложнее: любая удовлетворенная страсть или согласие с греховными помыслами – это всегда рукопожатие с диаволом и удаление, отвращение от Христа. И потому совершению такого греха предшествует внутренняя борьба, борьба светлого начала с началом темным.

Соблазн очень велик! Грех, как правило, доставляет удовольствие, пусть и краткое. Человек мечется – и хочется, и колется. Хочется и свое удовольствие справить, и с Богом мир сохранить. И тут бес подсказывает, кажется, компромисс: «Не надо с Богом ссориться. Согреши, а потом – покаешься».

Ура? Ура! Ура-то ура, да только это ловушка. Одно только принятие к рассмотрению и обдумыванию этой бесовской мысли есть грех – грех лицемерия. Я знаю, что хочу совершить грех, то есть действие, противное воле Божией? Знаю. И что, Господь примет мое покаяние, если я слукавлю и пойду на этот грех? Мне кажется, что примет. Примет и простит. Поэтому я смогу и в дальнейшем не бороться со своей страстью, а потакать ей, надеясь на милосердие Божие, Его снисхождение к моей слабости.

Не предательство ли это Христа? Нельзя служить Богу и мамоне, в нашем случае – служить Богу и диаволу одновременно. Надо определиться, с кем я. Что я хочу – жить этой земной жизнью «на все сто», то и дело заключая сделки с совестью, или наследовать жизнь вечную, в которую не войдет ничто нечистое?

Потому-то, когда приходит помысел о предстоящем греховном деянии, например, непослушании родителям, обмане начальника, подлоге, ответном оскорблении в транспорте, шельмовании коллеги по зыбкому обвинению, нужно привести себе на память, что произойдет, если уступить бесу и пойти на прямое нарушение заповеди Божией. Сначала, первое время – торжество и самолюбование. Но потом… угрызения совести, сердечная тяжесть, мрачное настроение, плач Богу: опять я Тебя, Господи, ко Кресту пригвоздил!

Вот это все прокрутим в своей голове и подумаем: а стоит ли начинать? Может, сделать над собой усилие, и не сорваться? Не искать повода к совершению греха, не соглашаться с приходящими ИЗВНЕ помыслами. Приходят? Молись: «Господи, укрепи, Господи, помоги!» Борись, борись изо всех сил! Бог тебя не оставит, Он только на время дает тебе побыть один на один со своим главным грехом, чтобы ты понял, насколько ты немощен, слаб без Бога. И – чтобы поборолся, хоть немного, сделал над собой известное усилие: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11. 12).

Это как в полиции: лучше всего предупредить преступление, чем потом расхлебывать его последствия, наказывать виновных, помогать пострадавшим. А не допустили преступление, – все целы. Так и в духовной жизни: гораздо лучше и правильнее, а главное – благодатнее в очах Божиих, если мы предупреждаем грех, не делаем его, хотя нам и трудно. Но ведь и Царство Божие, повторюсь, силою берется. Как же без усилий?

Всех грехов, конечно, не избежать. Но пытаться бороть их в себе необходимо. Начинать с «медленных грехов». А с ними более-менее разобрались, – можно и за «быстрые» браться. Обуздывать язык, молиться, каяться Богу, прося Его почаще приводить нам на память последствия любого грехопадения – тоску, тесноту душевную, скорбь от добровольного разлучения с Подателем жизни… Глядишь, с Божией помощью со временем и преуспеем в духовной жизни!

Артемий СЛЁЗКИН

Публикация сайта Севастопольского благочиния
Симферопольской епархии