Благая весть
Небольшая комната — девять метров в длину, четыре в ширину. Покатая крыша. Три стены выложены из камня, вместо четвертой — скала. В ней — проём и вход в пещеру, выдолбленную в скале. В дальней комнатке, в прохладе хорошо сохраняются припасы, а в передней можно укрыться от палящего солнца и в тишине заниматься хозяйственными делами, рукоделием.
Вот сидит в светелке за работой Дева, прядет красную пряжу. Такое задание получила Она от иерусалимских священников — прясти червлень и багряницу для завесы Иерусалимского храма. Солнечный луч сквозь дверной проем падает на книгу. Дева откладывает работу, раскрывает страницу Святого Писания, читает: Се дева во чреве приимет… Это значит, что чистая девушка должна стать мамой Мессии. Задумалась Дева: кто же будет Та великая, Кому суждено родить Спасителя?
Вдруг каменные стены комнаты освещаются неземным светом. Деве является архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! Она же, увидев его, смущается и размышляет: Что бы это было за приветствие?
В стенах маленького дома в маленьком городе Назарете в маленькой стране Палестине, на забытой окраине великой Римской империи более двух тысяч лет назад произошло одно из величайших событий в истории человечества: Дева дала согласие исполнить Волю Господа и обрела величайшую благодать — быть Матерью Сына Божия.
В этих же стенах, в этих крошечных комнатах проходила жизнь Святого Семейства — сюда Иосиф, Мария и Иисус вернулись из Египта, где скрывались от казней жестокого царя Ирода. Здесь тридцать лет рос, взрослел, готовился к будущему служению в окружении любящих близких Сам Спаситель.
С тех пор прошли века. Назарет пережил войны, катаклизмы, смену правителей… Мог ли в этой круговерти сохраниться какой-то маленький домик? «Конечно, нет!» — скажут многие. И ошибутся. Потому что святыня цела. Вернее, так: на Святой Земле осталось только второе помещение святого жилища — грот в скале. А вот стен передней комнаты в Назарете уже нет.
Где они? Разрушены? Разорены и разворованы? К счастью, древние камни целы! Правда, сейчас они далеко от мест, где жил Иисус. Величайшей реликвии, стенам, которых касались руки Богородицы и Самого Христа, можно поклониться… в Италии!
Но разве так бывает? Разве дома могут путешествовать? Плавать? Летать?.. Смотря какие дома. Дом Богородицы смог. Узнаем его историю.
Дом стоит у скалы
После того как Богородица завершила свой земной путь и Господь Взял Ее на Небо, дом Ее в Назарете бережно сохраняли апостолы. Он стал церковью. Но в 70 году от Рождества Христова Святую Землю разграбили римляне, не оставив здесь камня на камне.
Дом Богородицы чудом уцелел. Его не разрушили и не осквернили. Но испытания продолжались.
В первые века нашей эры в Римской империи повсюду шли гонения на христиан. Дом Богородицы переживал эти страшные годы, сокрытый под стенами… синагоги. Точнее — христианской церкви, выстроенной в стиле синагоги. Ведь первые христиане были выходцами из иудеев.
Позже на месте первой церкви возвели храм в греческом, византийском стиле. Сама комнатка Марии сохранялась внутри храма. В IV веке на Святую Землю прибыла мать императора Константина Великого равноапостольная царица Елена. Ей не составило труда найти Дом Богородицы в Назарете. Царица повелела построить над жилищем Пресвятой Девы базилику в форме креста.
Господь сохранял стены Дома Богородицы до конца XI века. А потом в Назарет пришли крестоносцы. Они хотели сделать город местом паломничества. Но уже к началу XIII века эти земли захватили арабы-мусульмане. Крестоносцы несколько раз отбивали город и возвращали себе, однако неприятель снова захватывал его. Наконец, в 1263 году воины султана Бейбарса полностью разграбили и разрушили Назарет. Храм над жилищем Пресвятой Девы захватчики подожгли. Руины храма оставались в плачевном состоянии до 1291 года, когда крестоносцы покинули Палестину.
Крестоносцы ушли, а что же Домик Богородицы? О его дальнейшей судьбе сохранилось чудесное предание…
Дом летит на облаке
По легенде, в мае 1291 года в Назарете явились четыре ангела. Они подхватили три каменные стены и подняли Дом Богородицы на облако. Четвертую стену в скале поднять было невозможно, не перемещая гору, поэтому грот — вторая часть святого жилища — остался в Назарете. Предание гласит, что облако со Святым Домом долго путешествовало. Ангелы перелетели через море, останавливались в Хорватии, где в честь этого события потом построили огромный храм — базилику Богоматери Трсатской. Были еще остановки в разных местах Италии, путешествие сопровождали разные чудеса, исцеления, явления святых и Самой Богородицы, пока, наконец, в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года Дом не приземлился на вершине холма в итальянском местечке Лорето.
Дом стоит на холме
Чтобы святыня на холме Лорето, которую итальянцы назвали Санта-Каза (по-итальянски — Святой Дом), не разрушилась, в начале XIV века древние каменные стены обложили кирпичами, а внутри устроили церковь. Вместо недостающей стены сделали алтарь, камни расписали фресками — фрагменты их сохранились до наших дней. Верхние части стен в 1536 году достроили, выложив из кирпича — сейчас общая высота Дома Богородицы составляет три метра, и за семь столетий не возникло в стенах ни одной трещины.
В начале XV века над домиком возвели церковь. Крышу в 1435 году заменили на сводчатую. А с 1468 года началось строительство огромного собора, в который встроили Святой Дом. Паломников в Лорето стало так много, что в 1520 году посещение местной церкви приравняли к паломничеству в Иерусалим.
В 1534 году папа Климент VII приказал опоясать Дом Богородицы резным мрамором — стены из Назарета заключили в великолепный мраморный ковчег, а спустя полвека лучшие мастера написали на камне краткую историю чудесного перенесения и вырезали барельефы — ангелов, переносящих на крыльях строение из Назарета. Здесь же, на стенах изображены восемь историй из жизни Девы Марии и в бронзе — эпизоды из жизни Иисуса. Мраморная облицовка Святого Дома считается одной из жемчужин искусства эпохи Возрождения.
Когда достроили огромную базилику, Дом Богородицы оказался под двойной защитой — поверх мраморного «ковчега» теперь возвышался храм-крепость. Эта гигантская постройка, настоящий замок, и сегодня поражает своим величием — она напоминает флорентийские храмы и римский собор. По форме базилика повторяет человеческое тело, а Санта-Каза является центром, «сердцем» храма. В храме стали проводиться таинства, литургии, тысячи и тысячи паломников съезжались сюда со всего света.
В Средневековье значимость церкви в Лорето особенно возросла ещё и потому, что после прихода мусульман в Палестину поклониться святыням в местах, где жил Спаситель, стало гораздо сложнее. Зато можно было приехать в Санта-Каза в Лорето. Со всех концов Европы в этот небольшой итальянский городок стали приезжать короли и королевы, высокопоставленные священнослужители… Они оставляли в городе богатые дары и приношения за чудеса, свершившиеся после моления перед Домом Богородицы. Следом за власть имущими к святыне потянулись художники, скульпторы, писатели, поэты, изобретатели, философы, будущие святые и блаженные, основатели религиозных Орденов…
В Лорето бывал Моцарт и положил потом на музыку знаменитую лоретанскую литанию — христианский молитвенный распев. Храм в Лорето украшали ученики Микеланджело. В Лорето находится великая Богоматерь Лоретская Рафаэля, здесь проводились работы по проектам гениального художника. Караваджо написал Лоретскую Мадонну, которая теперь находится в Риме. Все крупнейшие мастера итальянского Возрождения вдохновились святыней Лорето и поработали в этом удивительном месте.
Дом доказывает, что он настоящий
Короли, художники, композиторы — это, конечно, здорово, но все они люди впечатлительные и могут выдавать желаемое за действительное. А вдруг этот домик был не настоящим? А что, если его собрали местные крестьяне через двенадцать веков после распятия Христа и объявили фальшивку святыней? А все поверили? Что об этом говорит наука?
Ученые очень долго и внимательно изучали древнюю реликвию, рассматривали каждый камушек и обнаружили много интересного! На камнях, из которых сложены стены Дома Богородицы, сохранились надписи — кресты, буквы еврейского алфавита… Одна строка составлена из греческих букв с вкраплением еврейских литер. С греческого слова переводятся как «Иисусе Христе, Сыне Божий». Насколько велика ценность этих древних граффити (это слово, которое кажется нам таким современным, означает ещё и «древние и средневековые рисунки и надписи… нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п.») стало понятно в наше время, когда понадобились доказательства, что святое жилище выстроили не позже начала I века. В Италии подобные граффити не встречаются ни в какой форме, а вот в Назарете похожая надпись есть —рядом с пещерой Девы Марии найдено то же молитвенное обращение ко Христу.
На каменной кладке Дома обнаружены следы обработки в набатейском стиле. Кто такие набатеи? Это народ, который жил рядом с евреями в Палестине. Столица набатеев была в городе Петра. Представители этого народа умели искусно обрабатывать камень и распространили свою технику от Дамаска до Назарета. Вот еще одно доказательство, что Домик Богородицы — подлинник.
На некоторых камнях археологи нашли цифры, номера. Сами камни не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но подобные камни часто использовались в Палестине. Вероятно, Дом разобрали в Назарете, камни пронумеровали, а в Италии сложили заново в том же порядке. Правда, остаётся загадкой одно обстоятельство: химический анализ строительного раствора, который соединяет кладку стен, показывает, что Домик Богородицы никогда не разбирали. Стены оставались целыми с момента их постройки. Древний «цемент» «сращен» с камнями и совершенно однороден во всех точках. Это раствор мела и золы, сделанный в точности по технике, которую использовали в Палестине 2000 лет назад. В Италии такая техника не применялась. Под стенами нашли даже остатки растений, кустов, которые росли у дороги. Грунт здесь, на холме, неплотный, скользкий, строительство противоречит всем строительным нормам и законам физики… Выходит, Домик просто «поставили» на старую общественную дорогу, ведущую в морской порт, без всякого фундамента? Одним словом — чудо!
Но кто же это чудо совершил, если не ангелы? Как Дом Богородицы мог переместиться через море, преодолеть две тысячи километров?
Оказывается, ангелы бывают не только небесными, но и земными.
Дом плывет по морю
Еще в XIX веке наш паломник епископ Порфирий Успенский предполагал, что под легендарными «ангелами» могут скрываться имена реальных людей, которые занимались перевозкой дома. Он оказался прав! Сто лет назад нашелся документ от сентября 1294 года. В нем говорится, что один греческий правитель, думая сделать подарок своей дочери на свадьбу, среди прочих предметов передает ей «камни Святого Дома нашей госпожи Девы Марии Божьей». Звали этого правителя… Ангел Ничефоро! Да, «Ангел» или «Ангелос» — это не только небесный посланник, это ещё и греческая фамилия! Вот представители греческого семейства Ангелосов, как утверждает наука, и были теми самыми «земными ангелами», которые занимались перевозом Дома Богородицы из Палестины в Италию. Впрочем, в спасении реликвии были заинтересованы и крестоносцы, которые в то самое время покидали Святую Землю, завоеванную мусульманами-сарацинами.
Итак, Дом из Назарета действительно переместился в Италию, в Лорето, в 1291-1296 годах, только не по воздуху, а по морю!
Конечно, дело это было непростое. Нужны были и корабль, и работники, и серьезные затраты. За такой проект могли взяться только состоятельные и влиятельные люди. Что ими двигало? Хотели спасти святыню от поругания, надеялись заработать или и то, и другое? В любом случае, спасибо им!
К дому едут поезда
Ежегодно в Лорето приезжают так называемые «белые поезда». Их пассажиры — больные, ищущие исцеления. Паломников сопровождают добровольцы со всей Италии. Тратят на это свое свободное время, свои выходные. Исцеления действительно происходят — немало чудес зафиксировано в Лорето. Случалось, что паломник приезжал сюда в инвалидном кресле, просил у Божией Матери избавления от страданий и недугов, и возвращался домой на своих ногах. Люди в благодарность оставляют многочисленные дары. Вера в помощь святыни жива и сильна. Богородица дает страждущим силу и надежду, успокаивает и поддерживает в болезни, учит благодарить за посланные испытания и переосмысливать свою жизнь.
Эти стены, эта комната — величайшая реликвия всего христианского мира. Споры о том, как она попала в Италию из Палестины, продолжаются, пока тайна остается неразгаданной, но сам факт, что Дом Богородицы сохранился и дожил до наших дней, уже — настоящее чудо!