На вопрос, что главное в Православии, каждый церковный человек ответит без затруднений. Несмотря на это наше внимание почему-то постоянно приковано к маловажным, неинтересным, а то и вовсе ненужным понятиям и вещам, которые к делу спасения очень часто не относятся никак. Вот и получается – человек вроде православный, церковный и причащающийся, а на уме у него – «тысяча мелочей», которые мешают увидеть то, что действительно важно.
Тысяча мелочей духовной жизни
У некоторых вся «духовная жизнь» так плотно соткана из пустяков, что Христу там просто нет места. Право же, место ли Ему среди обязательных платков, юбок в пол, невесть кем написанных акафистов, опасений съесть в пятницу печенье, которое вдруг да окажется непостным, чувства вины за нечтение Богородичного правила, боязни кошерных продуктов и вечного страха перед антихристом? Особенно если зацикленность на пустяках удобно соседствует с умением благонамеренно лгать, елейным лицемерием или свинским отношением к ближним, за которое «ты мне потом спасибо скажешь»…
Однако должен отметить, что носителей «пустячного благочестия» всё же далеко не большинство.
Например, я давно и не без удовольствия отмечаю, что современные церковные девчонки не чувствуют никакой неловкости от ношения штанов за пределами храма и не стесняются маникюра или подкрашенных ресниц. Парни совсем перестали стыдиться своих музыкальных вкусов и без смущения могут рассказать, что модным прежде благочестивостям под гитару предпочитают хард или даже металл, не опасаясь при этом, что у батюшки от возмущения борода встанет дыбом.
И эти же ребята, не смущаясь саном, всегда скажут тебе в глаза всё, что думают. Многие совершенно не умеют врать, не выносят фальши, презирают притворство и подхалимаж. Одни из них абсолютно не интересуются «подвигами» и «старцами», но никогда, даже при большой необходимости, не покривят душой. Другие утром и вечером, как в детстве, читают лишь две-три молитвы, но по-детски же непосредственны и искренни, хотя уже своих детей имеют. Третьи лишены привычки на всё брать благословение, зато всегда выполняют обещанное, и фразы «у меня не получается» от них не услышишь никогда.
Да, все они плохо вписываются в привычные церковные шаблоны, а кое-кто не вписывается вообще. Но давайте вспомним Евангелие. В нём ведь, помнится, приведён лишь один критерий принадлежности к народу Божьему: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». И это уже совсем не пустяки.
Чудо «многоспания»
Многие из исповеди в исповедь каются в праздности и многоспании. И каждый раз, когда я слышу подобное от работающего семейного человека, мне приходится прилагать огромные усилия, чтобы вместо серьёзного и душеполезного наставления о пользе труда и подвига не спросить: «А когда вы успеваете?»
Нет, правда, когда? Где в бешеном ритме современной жизни человек (если он православный, конечно) находит время на праздность и многоспание? Дом, работа, дети, хозяйственные хлопоты, уроки, покупки, заботы… Какая тут праздность, когда элементарного свободного времени нет? Ну, разве только выходные. Но тогда получается, что субботняя попытка компенсировать недельный недосып – самое что ни на есть многоспание, а вечерний футбол или сериал – пустая и душевредная трата времени. И горе тем, кто привык воскресным вечером дурачиться с детьми – нельзя драгоценное время на шалости тратить!
Абсурд, не находите?
«Постойте, – скажете вы, – но ведь написано же в умных книгах!» И таки написано. Но тогда давайте по уму.
Итак, колыбель христианской цивилизации – Средиземноморье. И так уж вышло, что на протяжении многих веков носители христианских ценностей были и носителями средиземноморской ментальности. Авторы известных нам аскетических книг – не исключение. Культура труда в Средиземноморье и сегодня отлична от нашей. Например, пекарь-француз, чья булочная продаёт триста булочек в день, никогда не станет печь пятьсот, даже если есть спрос и позволяет время. Если на безбедную жизнь ему хватает и так, он, скорее, лишний раз с женой в театр сходит, чем будет спину гнуть. Испанец во время сиесты будет именно отдыхать, а не искать возможности подхалтурить. Грек не пожертвует семейным вечером в таверне ради дополнительного заработка. И так было, пожалуй, во все времена.
В монастырях, понятное дело, во все времена было по-другому – ora et labora (молись и трудись), и никакой тебе сиесты. Вот и приходилось аввам-подвижникам блюсти дисциплину среди молодой братии и писать поучения о вреде праздности. Не всё ведь нормальное для мирян полезно монахам.
А теперь давайте посмотрим на нас. Наша культура труда чем-то похожа на японскую. Там смерть на рабочем месте – обычное явление, и мы любим повторять, что отдыхать на том свете будем. Кроме того, один у нас старого советского закала, у другого материальные трудности, у третьего выходные только на бумаге, четвёртый работает на двух работах, у пятого огород… А ещё растущие дети, стареющие родители, проблемы, форс-мажоры и ещё тысяча пустяков. И ведь не денешься никуда.
Поэтому, друзья мои, если утром выходного дня вы, наконец, выспались, если вы посвятили выходной общению с близкими, играм с детьми, прогулке, походу к друзьям, если ваш вечер прошёл за долгим семейным ужином, просмотром любимой комедии, дружным смехом над чьими-то шутками, если перед сном вы ещё час проболтали с женой (мужем) о пустяках, не нужно назавтра во всём этом исповедоваться. Не лень это, не праздность, и многоспание тут ни при чём. Это маленькое житейское чудо, доступное и понятное, по нынешним временам, увы, не каждому.
Не осудит вас за это Господь.
Ну, а я и подавно…
Протоиерей Владимир ПУЧКОВ
Публикация газеты «Православная Винничина»
от декабря 2016 года