Смартфоны, планшеты, онлайн-консультации и даже виртуальные часовни — что только не окружает православного человека сегодня… Постепенно прогресс приходит и в храмы. Клирик Горловской епархии священник Александр Хворост размышляет, нужны ли Церкви новые технологии.
Современное общество из традиционного промышленного превращается в глобально информационное. Вокруг нас сформировалось насыщенное поле информации. Это касается всех сфер жизни и, так или иначе, затрагивает нас. Святейший Патриарх Кирилл говорит, что мы не только имеем полное право, но должны использовать новые средства коммуникации (в частности, интернет) для проповеди Евангелия. Современные технологии можно и нужно использовать во благо, для реализации того служения, которое Церковь должна нести: учить слову Божию и проповедовать благую весть. Какие рамки мы можем определить для этого?
Интернет повсюду. Однако виртуальный мир не может заменить реальный и должен быть только вспомогательным. Например, есть множество замечательных православных сайтов, но они не заменят живой Церкви и непосредственного участия в Таинствах. Современные люди проводят в интернете не меньше двух часов в день, молодежь – и того больше. Замечательно, если в море информации они смогут найти православную страничку, прочитать что-то о Христе и вере. Хорошо таким образом познакомиться с Православием, однако интернет-формат не позволит узнать его во всей полноте.
Следующий этап после знакомства — нужно идти в храм, участвовать в Таинствах. Порой доходит до глупости: сейчас уже есть виртуальные «часовни», в которых можно поставить виртуальную «свечку». То есть получается, что человек в храм сходил и не сходил одновременно. Что такое виртуальная свечка, непонятно. Свеча в храме – это жертва, а что пожертвовал виртуальный посетитель несуществующей часовни? Допустим, свечка – это полбеды, но как можно виртуально исповедоваться и причащаться? Молитва, исповедь, участие в Таинствах — это реальный труд.
Ещё одно хорошее новое явление – онлайн-трансляция богослужений, но я считаю, что его следует использовать ограниченно. Не все могут пойти на Пасху в храм из-за болезни или других жизненных обстоятельств. Замечательно, что сейчас есть возможность посмотреть трансляцию, приобщиться к общей радости, помолиться. С другой стороны, нельзя это сделать правилом каждого воскресного дня: включили компьютер, помолились. Тут же кофе попили, послушали музыку – так нельзя.
Церковь – это община, то есть предполагает общение, общность, общее дело. Виртуальный мир искусственный, многие люди, которые убежали от реальных проблем и проживают там большую часть своей жизни, искусственно дружат, общаются, не видя друг друга. Они не берут на себя никакой ответственности – вот в чем проблема. В Церкви так не получится. С другой стороны, можно публиковать что-то, общаться, вопросы задавать – это вспомогательный этап, ступень для приближения человека к церковной жизни, Христу и Евангелию.
Одним из новшеств стало техническое оснащение наших церквей. Все крупные храмы оборудованы акустическими системами, там стоят микрофоны. Это, безусловно, нужно приветствовать, потому что не всегда громко читают во время богослужения, не везде хорошо слышен хор. Благодаря качественным микрофонам человек может более внимательно и вдумчиво молиться, ведь он слышит каждое слово. Это приближает его к пониманию того, что происходит в храме, хотя для этого нужно и самостоятельно разобраться в богослужении. Думаю, сегодня аудиотехникой никого не удивишь, поэтому вряд ли можно относиться негативно к ней в храмах. У нас дома, в автомобиле, в кармане компьютеры – с чего в храме бояться микрофона и акустической системы?
Как относиться к идее установки экранов, на которые транслируются тексты читаемых в храме молитв? Лично я не видел такого нигде. Считаю, это допустимо использовать на миссионерских литургиях для тех, кто хочет углубиться в тему, разобраться. Можно сделать для группы людей, которым это интересно. К сожалению, такое новшество может отвлекать от молитвы. Если человек целенаправленно пришел в храм помолиться, давайте не будем его отвлекать. Такое нововведение можно принять, но сначала нужно разобраться, кому это нужно, как сделать, чтобы оно было не было в ущерб общей молитве. Соборная молитва выше таких вещей.
Электронные деньги. Я считаю, что в будущем станет обычным, что в церковных лавках будут стоять терминалы, и мы будем рассчитываться виртуальными деньгами. На западе такое давно уже практикуется. В нашу жизнь такой способ оплаты вошел уже прочно: социальные выплаты и зарплаты на карточки получают люди повсюду.
Соцсети и приложения для православных. Ограниченно их можно использовать, но, повторю, это не заменит реального общения. Для того чтобы священник дал действительно хороший совет, нужно познакомиться с ним поближе. Ресурс «Батюшка онлайн» не во всех ситуациях поможет. Мы все находимся в духовном родстве. Помимо молитвенного общения нам нужно общаться лично. Приложения, статьи в сети, ответы священников на сайтах – этого все-таки маловато. Виртуальный мир не может заменить реального общения с Богом и людьми.
Церковь открыта для новшеств, использует то, что ей полезно, но призывает не злоупотреблять ими. Слава Богу, храмов вокруг полно, священников в них хватает. Сейчас не советское время, когда их действительно было сложно найти. Общайтесь! Увы, люди зачастую не находят для этого времени. К сожалению, у нас разрушен общинный уклад. Чем больше христиане уходят в сеть, тем меньше их трудится для создания общин, где было бы интересно и комфортно. Семинария и академия не учат практической стороне дела – думаю, нужно использовать новые технологии для обучения и объединения людей вокруг Церкви.
Гаджеты на богослужении. Я сторонник печатных книг, поскольку гаджеты – вещь очень уязвимая. Также я за традиционную молитву. Думаю, допустимо использовать смартфон или планшет в храме, но только в экстренных случаях: быстро найти какой-то текст или информацию. Почему в экстренных? Потому что на службе этим можно соблазнить или отвлечь от молитвы других людей.
Более того: это может отвлекать от молитвы и нас, поскольку молитва выше того текста, за которым мы следим. Молитва у нас соборная. Вы же не сами по себе пришли в храм молиться, но молитесь со всеми, даже если чего-то не понимаете. Проблема зачастую в том, что мы не молимся сердцем. Конечно, для этого нужны время и настрой.
Отмечу, что у нас не благословляется чтение во время служб акафистов, Псалтири и других текстов. Мы приходим в храм помолиться словами богослужения, а не читать их. Смартфоны и планшеты можно использовать для чтения молитв, Евангелия, канонов и т. д. вне храма – дома, на улице, в транспорте. Пользование гаджетами желательно вынести за рамки богослужения.
Не хочется, чтобы храм превратился в место, где каждый пришел помолиться сам по себе. Конечно, с интернетом на службе может быть удобнее. С другой стороны, ничто не мешает нам прочитать необходимую информацию накануне службы, подготовиться дома, чтобы в храме никого не отвлекать. Ведь если у нас не будет общей молитвы, что останется?
Записала Екатерина Щербакова
Публикация сайта Горловской епархии