Объявленная советской властью в числе главных врагов Церковь стала объектом преследования как со стороны репрессивных органов, так и со стороны «активистов», активно поощряемых «сверху». Причем преследования вылились не только в судебные процессы над священнослужителями и мирянами и отъем храмов, но также в совершенно ожесточенную борьбу с глубоко укоренившимися в народе православными традициями, в числе которых, конечно, было и празднование Рождества Христова. Хронику этой борьбы в нескольких районах Владимирской области попробуем проследить по публикациям ежедневной районной газеты «Голос труда», в 1922–1923 годах выходившей под названием «Красная новь».
В первые послереволюционные годы антирелигиозные гонения не были столь сильны и организованы, и в стране во многом сохранялся прежний уклад жизни: продолжались богослужения в храмах и монастырях, отмечались традиционные праздники, дни Пасхи и Рождества были нерабочими. Даже слова «Бог», «Рождество Христово», «Пасха» печатались в советских газетах с заглавной буквы.
Вот, к примеру, объявление в газете «Голос труда» за 3 января 1920 года:
Празднование Рождества Христова
Рождество Христово празднуется 2 дня, т.е. 7 и 8 января, накануне же, т.е. 6 января работы во всех учреждениях и предприятиях должны кончиться в 12 часов дня.
В святочные дни после Рождества Христова (как и на Пасху и на престольные праздники) прихожане ожидали посещения своих домов духовенством с крестом, иконами и святой водой. Одаривали их, кто чем мог: деньгами, а чаще продуктами. Для бедного сельского причта этот обход по селу и деревням с молебнами был источником существования на долгое время, особенно в голодные послереволюционные годы. С целью отвратить крестьян от этой традиции, заставить их не пускать в свои дома священника, внушив мысль о богатых попах-вымогателях, а также о явной глупости тех, кто их принимает, в № 11 газеты за 1921 год от 16 января на стр. 2 в рубрике «По деревням» публикуется статья под названием «Черные вороны»:
В первый день Рождества, только что еще успело рассветать, как по селу Мячкову из дома в дом начали таскаться поп и дьякон с молебнами и начали вести товарообмен – святой благодати на продовольственные продукты.
За молебны, большею частью, брали хлебом, овсом, картошкой, и с тех, кто поглупее, (особенно вдов и солдаток), драли и масло с яйцами. Сбор натурой производился не добровольно, а после настоятельных требований, как за святую благодать.
Черные вороны особенно нахально требовали в тех семьях, которые мало просвещены, раньше были запуганы адом и всевозможными поповскими страстями.
Некоторыя крестьяне отдавали со слезами попам последний кусок, а оне их успокаивали тем, что бог пошлет им за это в несколько раз больше.
Эти – поп и дьякон – имеют свои приличные запасы хлеба, из всего села считаются первыми хлебниками и если у них поискать, то можно найти изрядныя излишки, которыя могли бы пойти нуждающимся.
Пора бы крестьянам с. Мячкова гнать этих нахалов с их продажной благодатью, пора покончить с этим религиозным дурманом, благодаря которому нас сотни лет держали богачи в своих руках.
С. Тушняков
Советский антирелигиозный плакат
В газете «Красная новь» за 1923 год антирелигиозных публикаций становится больше. Для молодежи предлагается игра-хоровод с участием «попа и попадьи» «Красная коледа» с хоровым припевом:
«Приходила коледа
Наперед рождества
Красно солнце вызволять
Темноту воевать».
Бездарный и весьма кощунственный текст частушки полностью приводить не считаем нужным.
Собор Рождества Христова
В № 3 от 14 января читателей извещают, как было организовано активистами «Общества безбожников» с целью отвлечь людей от празднования Рождества Христова «Комсомольское Рождество» в городе Александрове и поселке Струнино:
В Александрове
Накануне, когда обывательская молодежь, по настоянию мамок и папок, нехотя тянулась в собор, – транспортники комсомольцы с факелами, флагами и песнями, возбуждая интересы любопытных самым необычайным шествием, шли на соединение с горожанами-комсомольцами для совместного шествия по городу.
Комсомольцы вышли со сборного пункта и с факелами, флагами и песнями при свете бенгальских свечей, направились по городу, увлекая за собой идущих в церковь.
Когда шествие стало видно из собора, бывшая там молодежь высыпала на встречу комсомольцам и число участвовавших в шествии увеличилось в несколько раз.
Поле двух митингов, комсомольцы вернулись в помещение, где был делан доклад о рождении богов и связь с этими рождениями христианского праздник. Доклад вызвал веселое настроение и смех в особенно жарких местах. Затем вечер продолжался играми, шутками и танцами. Было все просто, как проста сама жизнь тружеников, из семей которых вышло подавляющее большинство комсомольцев. Эта простота и искренность отношения к церковному обряду, как к вредному дурману, освобождение от которого комсомольцы продемонстрировали, -служит залогом того, что начатая борьба с религиозным дурманом даст свои результаты. комсомольцы! Ваше дело правое и великое! Вы разбудили в этот раз много спящих молодых умов, которые скоро откликнутся на ваши начинания.
Продолжайте же начатую борьбу с поповским обманом и ваше правое дело будет успешно.
Сокольский
В Струнине
(Фабрика 5-й Октябрь)
В 7 ч. вечера 6-го января на фабрике 5 Октябрь была организована антирелигиозная лекция на тему: «Был ли Иисус?».
На лекцию собрались все члены ячейки РКП, комсомольцы и порядочное число беспартийных.
После лекции было небольшое концертное отделение и затем – танцы.
Подготовленную к этому дню пьесу Л. Андреева «Савва» поставить не удалось, так как местный поп вначале обещал дать для спектакля подрясник, а в последнюю минуту отказал.
Так провели Струнинские комсомольцы ночь под Рождество.
Это только проба своих сил. В дальнейшем – поход против богов и религиозного поповского дурмана поведется более уверено и организовано.
Н.
Антицерковная акция
В № 4 от 21 января – отчет о проведении «Комсомольского Рождества» в Кольчугине:
15 января в театре Октябрьской Революции — Вечер безбожников, устроенный Райкомолом.
Доклады, концерт, декламация и танцы.
(докладчик тов. Крашенинников, хор комсомольцев – Комсомольское рождество и Коледу, с участием на сцене попа. В заключение тов. Батраков прочитал акафист К. Марксу.
Надо отметить, что на вечере присутствовала почти исключительно рабочая молодежь, с десяток же интеллигентной молодежи жались по углам и шушукались…
Рабочий И.К.
В № 5 от 25 января – о проведении праздника в городе Киржаче:
Киржачский карнавал
8 января процессия с 2 попами, в рясах из рогожи, 2 генерала, 7 чертей, царица, монашенки. Буржуи, 2 дьякона, староста и 10 молящихся – на завод Зимина
В нардоме [Народном доме] юмористический молебен».
Автор, традиционно для таких статей скрывшийся за псевдонимом, приводит детали низкопробного веселья, сценарий которого был прислан из Москвы: «По дороге ряженые всех «благословляли», пелись «стихиры», возглашались «ектеньи», многие лета, «наливка двойная», «Отец Захарий ехал на кобыле карей», читалось евангелие «Как во граде во Киржаче» и т.п. Попы и дьяконы кадили, нэпман угощал их самогонкой и молебствие закончилось пляской попов с пением: «Ах вы сени мои, сени».
«В общем карнавал прошел очень оживленно», – сообщает «молодой республиканец».
Масштабная борьба с религией начинается по указанию «сверху», из Москвы, в 1929 году.
Антирелигиозные публикации в газете «Голос труда» занимают целые развороты, иногда по полномера.
Газета «Голос труда» за 1930 год
В № 159 от 22 декабря на стр. 5 мы видим такие заголовки:
«Пусть работают станки и машины»,
«25 декабря – на индустриализацию и коллективизацию»,
«Ни одного «гуляющего» предприятия».
Печатается также масштабный «План антирелигиозной кампании в Александрове».
22 декабря – Клуб им. Дзержинского – в 2 часа дня – женское городское собрание с докладом «Религия как тормоз пятилетки».
24 декабря – Железнодорожный клуб – в 7 часов вечера доклад и художественный антирелигиозный вечер.
24 декабря — Клуб при фабрике им Калинина – в 7 часов вечера – доклад и художественная часть.
24 декабря – клуб спиртоводочного завода в 7 часов вечера – доклад и спектакль.
24 декабря – клуб фабрики «Возрождение» -в 7 час. вечера – доклад и художественная часть.
24 декабря – Красный уголок Кустпромсоюза – 7 час. вечера – доклад.
25 декабря – Красный уголок Дома крестьянина — в 7час. вечера – доклад
25 декабря – Красный уголок барак строителей – в 6 ч. веч ера– доклад
25 декабря – Клуб фабрики им «Калинина» — в 7 час. вечера – доклад и литературный антирелигиозный вечер.
25 и 26 декабря – Школы 1 и 2 ступени проводят на местах самостоятельно, устраивают антирелигиозные утренники, детские постановки, экскурсии и т.д.
Вход в клубы по билетам, которые розданы будут на организации.
Комиссия
В заметке «Сколько стоят старые религиозные праздники» говорится о пьянстве и прогулах в дни праздников с конкретным подсчетом убытков:
…За один только год религиозные праздники отняли у промышленности стоимость трех Днепростроев!
…за рождество прогуливается около 200 млн. рублей — стоимость сотни тысяч тракторов.
…Число праздничных человеческих жертв достигает по всей стране десятков тысяч в год.
Выводы безымянный автор делает следующие:
Религиозные праздники можно по праву назвать днями водки, крови и колоссальных растрат народного достояния. Штабами того разгула являются 50 тысяч храмов, существующих на территории страны, вокруг которых сплотились 250 тысяч служителей культа и полмиллиона членов церковных советов. Та рать встречает решительный отпор со стороны безбожников, чьи ряды с каждым годом все более крепнут.
В № 160 за 24 декабря на стр. 3 под лозунгом «Долой прогулы в старое рождество!» даются указания на запрет праздновать Рождество Христово:
Окрпрофсовет дал распоряжение инспекции труда о сокращении прогулов в дни старого рождества.
25 и 26 декабря – рабочие дни.
В округе объявлен антирелигиозный поход.
Церковные колокола передадим промышленности.
В № 163 от 27 декабря на стр. 4 как пример для подражания преподносится собрание безбожной крестьянской «массы» из шести (!) человек деревень волоховского прихода:
Не хотим заражать своих детей дурманом
На днях собрались крестьяне двух деревень – Копцово первое и Копцово второе в избу- читальню. Были тут и старые и молодые. Изба-читальня была битком набита.
Обсуждался отчет о работе избы-читальни. После доклада в прениях беспартийные крестьяне подняли вопрос о том, чтобы в рождество попа в обеих деревнях не принимать, а церковь в Волохове закрыть.
Предложение было дружно поддержано всеми. Крестьяне говорили – «не хотим заражать своих детей дурманом», «долой тунеядцев»!
Вопрос был поставлен на голосование лишь потому, что жена подкулачника Мария Воробьева старалась сагитировать женщин против этого предложения. Но масса поняла, что с подкулачниками ей не по пути, и единогласно голосовала за закрытие церкви и отмену праздника.
Подкулачница с треском провалилась и тут же смылась с собрания.
Собрание, кроме того, постановило вызвать на такой же шаг деревни Волохову, Колычиху и другие деревни волоховского прихода.
Шесть подписей
Под странным заголовком «В Беречине пошли…» сообщается о активной работе безбожников в одном из сел Кольчугинского района:
В селе Беречине давно организовалась ячейка безбожников, актив у ней был подобран крепкий – антирелигиозная пропаганда велась «на ять».
Устраивались лекции, антирелигиозные вечера. В дни «пасхи» были проведены субботники по подготовке к весеннему севу.
Развернутым фронтом антирелигиозной работы пришли к победе, была закрыта церковь.
Но эта победа имела неожиданный результат: она усыпила ряды безбожников, которые мирно почили на лаврах. Работа шла под уклон, что особенно сильно сказалось в предрождественские дни и на знаменитую «николу».
Никакой подготовки к «праздникам» ячейкой не велось. В результате беречинцы с помпой отпраздновав николу, готовятся также торжественно встретить рождество. А ячейка – ни гу-гу, ее не видно и не слышно.
Сугробов
Приближение Рождества Христова вызывало очевидную тревогу у штатных безбожников, ведь, несмотря на их старания, народ расставаться с любимым праздником явно не хотел.
В №165 от 29 декабря на стр. 4 и 5 размещено множество призывов к проведению антирелигиозной кампании перед Рождеством:
ПОПЫ И ЦЕРКОВНИКИ ГОТОВЯТСЯ
Приближаются дни «рождества» по строму стилю. Мишурным блеском, праздничными звонами и акафистами попы пытаются повести трудящихся на путь прогулов, пьянства, бесцельной траты времени и средств.
Не дожидаясь, когда объявят кампанию, будем готовиться к организованному отпору.
НЕ ПРОЗЕВАТЬ АНТИРЕЛИГОЗНУЮ КАМПАНИЮ.
Все религиозные организации являя одним из оплотов контрреволюционных сил. Религиозные праздничные церемонии служат средством отвлечения трудящихся масс от классовой борьбы и тормозом соц. соревнования.
В антирождественскую кампанию александровская организация союза безбожников должна развернуть широкую массовую работу среди трудящихся в борьбе против духовной сивухи и мракобесия. Надо выдвинуть лозунг борьбы за массовый выход трудящихся из религиозных общин, за отказ от выполнения религиозных обрядов (посещение молитвенных домов, приема христославов, елок и т.д.).
В эту кампанию надо поставить себе задачу, по крайней мере, в два раза увеличит ряды воинствующих безбожников.
Поголовно вовлечь в ряды ВСБ [Всероссийских совет воинствующих безбожников] партийцев и комсомольцев.
Надо развернуть широкую работу за прекращение колокольного звона и снятие колоколов с церквей на индустриализацию страны. Учитывая то, что наша промышленность испытывает острую нужду в цветных металлах. Использовав этот источник дл извлечении миллионов пудов нужного нам металла.
Нужно провести совместно с комсомолам антирелигиозный культпоход.
Этот поход должен пройти под углом мобилизации широких масс трудящихся на борьбу за выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства, за новый вечный календарь, на борьбу с контр-революционной деятельностью церковников и сектантов.
Антирелигиозная пропаганда повседневно должна быть неотъемлемой частью работы профсоюзов кооперации и всех добровольных общественных организаций.
Нужно навсегда покончить с невнимательным отношением этих организаций к религии.
Надо сделать не на словах, а на деле союз воинствующих безбожников подлинно массовой организацией, воюющей с религией.
Все трудящихся – в ряды воинствующих безбожников!
М. Мальцев
В 1930 году призывы бороться с празднованием Рождества Христова на страницах газеты «Голос труда» продолжаются. В номере от 5 января размещается статья:
ВОЛНА БЕЗБОЖИЯ НАРАСТАЕТ…
Со всех концов округа поступают постановления рабочих собраний и крестьянских сходов об отказе праздновать «рождество» и поповские праздники вообще.
НЕ ХОТЯТ СПРАВЛЯТЬ ПОПОВСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИЗЫВАЮТ ДРУГИХ.
Вера в бога выдумана людьми, – заявили рабочие и служащие ст. Балакирево и постановили: ни старое рождество, ни новый год не праздновать. Попа не принимать, о чем его и поставить в известность. Не пускать также в дом христославов, кто бы они ни были, не тратиться на праздничные закупки.
Балакиревцы вызывают последовать их примеру рабочих и служащих ст. Берендеево, Рюминское и коммуну «Пробуждение».
Убедившись, что праздники приносят большие убытки, крестьяне дер. Василево, Киржачского района, постановили их больше не праздновать и вызвали на соревнование деревни Дубровку, Курбатово, Карпово и Перегудово.
В № 284 от 12 декабря сообщается, что «в антирождественскую кампанию наш район будет обслуживать 26 лекторов».
В № 288 от 17 декабря на автор И. Булатов, призывая провести «организованную антирождественскую кампанию», сообщает, что в 1930 году праздник Рождества «совпадает с двумя историческими событиями: с 25-тилетием декабрьского восстания 1905 года и началом 1 января 3-го года пятилетки. Оба эти события зовут рабочих и крестьян к борьбе за окончательное торжество социализма. А стало быть, и к борьбе против религии».
Советский плакат
Несмотря на массовую «промывку мозгов», на постоянное внушение людям того, что религия – «дурман», «пережиток прошлого», удел отсталых и глупых, орудие антисоветских сил, согласно переписи населения 1937 года все же 56,7% населения страны, даже под страхом преследования, назвались верующими. В действительности таковых было, конечно, гораздо больше. И немало число из них в последующие годы веру свою подтвердили ценой собственной жизни.
Публикация сайта
Успенского женского монастыря г.Александрова