Казалось бы, вопрос, сколько «стоит» церковная свечка, почему она является не товаром, а жертвой, обсуждался тысячи раз. И все равно нет-нет, да услышишь от очередного неприхожанина рассуждения типа «как все дорого, на свечках можно и сэкономить, если взять их в другом месте». Как связаны между собой небольшая свеча и церковное благолепие, жертва за требу и церковная помощь нуждающимся?
Очередь в церковной лавке. Подаются поминальные записки, покупаются перед службой свечи, на полках множество икон, стеллажи с духовной литературой, которая ждет своего покупателя. Шуршат и звенят деньги. Нет-нет, да кто-то из зашедших нарочито горестно вздохнет: Господи, как все дорого! Да можно ли вообще деньги-то брать за все это! А еще храм Божий! Покупает свечку (ту, что подешевле) и негодуя про себя на попов «барыг», идет в благолепно украшенный храм, чтобы поставить эту самую свечку за себя и за своих близких. Затем с чувством выполненного долга, сохраняя в душе «праведный» гнев на «неправедные порядки», уходит восвояси, при этом считая себя незаслуженно обиженным, обманутым в своих лучших чувствах…
Случается такое довольно часто. Не обязательно малообеспеченный человек не принимает того, что, придя в храм, ему приходится открывать кошелек и куда-то отдавать свои «кровно заработанные». Для многих считающих себя христианами, именно это становится оправданием нехождения в церковь: «Там все продается, а денег (на это) у меня нет». Пожертвования за требы, за свечки, за иконы, за книги, за поминальные записки… Где же правда, неужели и в Церкви все покупается и все продается? Да и возможно ли это? Попробуем разобраться, что же за цифры изображены на «ценниках» церковных лавок.
Отправляя апостолов на проповедь, Христос сказал им: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо вы достойны пропитания» (Мф. 10. 9-10). Повинуясь этой заповеди Спасителя, заботясь об апостолах и преемниках их служения, христиане тех времен приносили и полагали к ногам апостолов все свое имущество для того, чтобы те употребляли его на благо Церкви (Деян. 4. 34-37). Конечно, можно услышать возражения: «Мол, то было давно, теперь уже и апостолов нет, и времена нынче не те». Времена, может быть, и не те, но Церковь та же самая, и обязанности по ее содержанию лежат на каждом православном христианине. Невозможно, да и не нужно сейчас требовать от каждого православного полного отречения от своего имущества. Тем более, что первые христиане отказывались от него совершенно добровольно. Но снимать с себя всякую ответственность по отношению к Церкви человеку, исповедующему себя православным, не надо.
Еще ветхозаветные постановления предписывают десятую часть от всех доходов посвящать Господу. Так называемая десятина была естественна для церковных людей до недавнего времени. У нас не возникает вопросов при уплате налогов на медицину, образование, содержание дорог. А налог, который установлен Богом, постепенно забывается, не считается обязательным. Редко сейчас можно встретить людей, даже из прихожан, которые исполняют заповедь о десятине. Мы радуемся открытию новых храмов, воскресных школ, издательств, православных библиотек. Но то, что все это требует определенных материальных затрат, как-то забывается.
Церковь – это не собрание священнослужителей и работников храма. Церковь – это сообщество всех, кто принял Христа как Бога, кто верует Его Слову, исповедует себя православным христианином.
Каждому приятно зайти в просторный, светлый храм, постоять на службе, в конце концов, просто поставить свечку и собраться мыслями. И очень неприятно, если в храме течет крыша, нет электрического освещения, царят грязь, холод и разруха. Так уж получилось, что Церкви необходимо оплачивать счета за электроэнергию, отопление, платить налоги государству, содержать в надлежащем виде храм и храмовое хозяйство. Все мы ответственны за нашу Церковь. Средства на ее содержание, как ручейки, стекаются от всех верующих для того, чтобы процветало на нашей земле Православие. А цифры, которые мы видим в церковных лавках, – это всего-навсего установленные размеры пожертвований, которые необходимы для того, чтобы Церковь могла существовать. Но поскольку нам приходится жить в обществе потребительском, размеры этих пожертвований многими стали восприниматься как цены, хотя, невозможно определить сколько «стоит» Крещение, какова «цена» Библии или иконы. Не напечатали еще таких денег на земле, чтобы определить цену нашего спасения.
Поэтому не стоит подсчитывать, как бы выгадать при «покупке» свечек. Себестоимость свечи, естественно, ниже размера пожертвования, установленного за нее в церковной лавке. Так и закупочная стоимость церковной брошюры или лампадки отличается от ценника в лавке. Однако, как бы ни были значительны денежные средства, приносимые прихожанами в церковный киоск, они несоизмеримо меньше, чем те средства, которые бы приходили в храм, если бы каждый человек, считающий себя православным христианином, находил бы возможным приносить Богу ту часть своего дохода, которую он действительно обязан приносить.
Иерей Александр ДУБИНИН
Публикация сайта «Православное Закамье»