Если о том, кто не замечает никаких проблем в окружающей его жизни, мы говорим, что он носит розовые очки, то как можно охарактеризовать практически все наше общество, которое предпочитает видеть в людях недостатки и игнорировать что-то хорошее, делает рейтинговыми передачи, в которые вываливают на публику «грязное белье»? Что за черные очки надеты на нас, если в дружеской беседе считается дурным тоном не поперемывать косточки знакомым? Что испорчено внутри, если добро становится неинтересным? Об этом размышляет православный журналист Артемий Слёзкин.
Однажды я возвращался с дачи домой и шел через живописную лесополосу. Сосны, кустарники, солнышко светит, теплый майский ветерок, птички поют. Красота! Однако вдоль тропинки, по которой я шел, то и дело попадались «продукты цивилизации»: пустые консервные банки, пачки из-под сигарет, бутылки и прочая «экзотика». Заметил, что взгляд то и дело выхватывает эти отходы из окружающей красоты, скользит по ним, ищет новые «объекты».
И вот тут-то моя мысль заработала! А почему, собственно, среди окружающей прекрасной природы я замечаю мусор? Среди сияния – тьму? И подумалось вдруг: но ведь и в повседневной жизни, в общении с другими людьми, я чаще всего замечаю в них плохое, скоро вижу недостатки и нескоро – достоинства. И ладно бы вижу, я говорю о них с собеседниками, указывая на недостатки других, или, говоря проще, осуждаю.
Отчего это? И у меня ли одного это? Нет, не у одного. В чем причина? В порче. Не в той порче, которую колдуны, шептуньи и начинающие маги-завистники наводят на недоброжелателей. Это чепуха, «семечки». А в порче как глобальной испорченности человеческой природы. И вот об этой «порче» и хотелось бы порассуждать.
Видеть плохое в хорошем – норма?
Листая патерик, я обнаружил как-то любопытную историю. У одного подвижника-старца были ученики. И вот, желая испытать их, он взял чистый лист бумаги и в центре чернилами нарисовал жирную точку. Показывая этот лист послушникам, он спросил их: «Что вы видите?»
Один ответил:
– Вижу точку.
Другой:
– Большую, жирную точку.
Третий:
– Большую черную точку с неровными краями.
Старец заплакал:
– О, горе мне! Все вы увидели черную жирную точку, и никто не увидел белый лист бумаги!
Отчего плакал наставник молодых монахов? Оттого, что его ученики не научились видеть гармонию, но сразу заметили дисгармонию. А разве мы все – не такие же нерадивые ученики? Почему грех осуждения – самый распространенный грех на Земле? Почему не проходит ни одного разговора между людьми без слов осуждения, порицания, а то и презрения – мол, слыхал, что вот тот-то или тот-то сделал? Почему так редко в наших разговорах звучат слова восхищения поступками других людей?
Как много «почему», правда? Ответ прост, он лежит на поверхности: мы видим в других те духовные болезни, которыми болеем сами. Тут действует духовный закон: подобное тянется к подобному. И наоборот: если у меня нет (назовем своим именем) греха, то я не буду видеть его и в других людях.
Например, целомудренная, верная жена в разговоре о блуде других женщин, изменах или проститутках будет отмалчиваться – чужая грязь ее не касается. Но вот гулящая жена будет клеймить других блудниц позором, а в пересудах не раз «промоет косточки» соседкам или знакомым, уличенным в «походах налево».
Напротив, о достижениях и успехах других мы говорим намного меньше. Неинтересно. Не «цепляет». А то и вызывает зависть и раздражение, которыми «руководит» гордость: почему я, такой хороший и замечательный, не поступаю так же хорошо, как вот этот… далее идет нелицеприятный эпитет.
Чем наполнен телеэфир? Хорошими новостями? Нет. У хороших новостей плохой рейтинг. А вот «жареное», то есть о том, что у кого плохо, – это пожалуйста! Спрос рождает предложение. Значит, в обществе колоссальный спрос на «плохишей».
Так что же, видеть плохое в хорошем – это норма? Для падшего человека – да. То, что мы так падки на плохое, говорит только об одном – о том, как сильно повреждена наша природа. Болезни, страдания, скорби, утраты, отчаяние, уныние, пессимизм – в общем, все, что делает нашу жизнь черной – следствие этой испорченности. Порчи! И с этой порчей нам всем жить. Кого это устраивает – ладно, пусть выживают. А кого не устраивает?
Как исцелить нашу природу?
Каждый человек, измученный этой испорченностью, рано или поздно задает себе вопрос: как избавиться от нее? И возможно ли это? Те, кто, как ему кажется, нашел рецепт, нашел «пилюлю» от «порчи» и связанных с ней страданий, предлагает ее людям. Если в этого спасителя поверят, за ним пойдут. Ну, не за ним – за его лозунгами, общий смысл которых: вот теперь мы заживем! Вот теперь мы всё получим!
Тысячи, миллионы идут за лидерами: царями, королями, президентами, военачальниками, если верят в то, что лекарство от всех бед, которое они предлагают, действенно. Но… ах, это «но»! Добившись власти, лидеры нередко забывают о своих обещаниях и правят, как хотят, не считаясь ни с кровью, ни со слезами. Почему же им поверили? Потому что людям нужна вера, нужна надежда, нужна мечта. Но земные правители, даже самые лучшие, не могут дать полного избавления от страдания, потому что сами страстны, сами полны грехов, сами неидеальны. И люди, поверившие в них, вновь и вновь обманываются, разочаровываются и уходят с пустыми руками.
Положить конец этому, дать людям, блуждающим во тьме, свет, исцелить нашу человеческую природу, победить прямое следствие нашей греховной испорченности – смерть – и смог воплотившийся Богочеловек Иисус Христос. С приходом в мир Христа у людей появилась надежда, что можно сбросить с себя иго греха, иго смерти.
Господь Иисус, являя в Себе идеального Человека без какого-либо греха, – это наш идеал, это образец для подражания. Иди за Ним и – спасешься. Но тут есть одна загвоздка. Дело в том, что пойти за Христом, сделать Его центром своей жизни могут только те, кто скажет сам себе: «Да, я болен. Мне нужен Врач и Врач этот – Бог». Пока человек не увидит в самом себе свою порчу, а, увидев, не захочет с ней расстаться, – не избавится он от страдания и боли.
Итак, как ни крути, а без смирения не получим мы желаемое – избавление от порчи, с которой мы срослись буквально. Смирение же начинается с признания очевидного факта: я очень плох, и дальше будет хуже. Хуже, если не спасет меня Бог.
По рецепту Мюнхгаузена не получится
Бог протягивает нам руку. Нам нужно протянуть свою в ответ, ухватиться за эту руку, и она вытащит нас из трясины нашей испорченности. Иного пути нет. Можно, конечно, попытаться вытащить себя самому, как некогда знаменитый барон Мюнхгаузен – ухватив себя за волосы и приподняв над болотом.
Но мы-то знаем, что это всего лишь байки. А правда остается другой: нам нужен Христос, нужен Спаситель. Порча будет сопровождать нас всю жизнь. Но можно жить с ней и бороться с ней, – не своими силами, которых у нас нет, а с помощью Божией. И Господь, видя наши потуги, а наипаче слыша наш ежечасный вопль – «Спаси!» – придет к нам на выручку. И потихоньку будет очищать душу, вливая в нее живительный благодатный свет. Вот и весь рецепт, вот и все лекарство. Ну, что, пойдем в Больницу, к Врачу?..
Артемий СЛЁЗКИН
Цитируется по публикации
сайта Севастопольского благочиния
Симферопольской епархии