Дети младшего и среднего школьного возраста, особенно из верующих семей, очень интересуются невидимым миром — то есть ангелами и бесами. Мы собрали несколько таких вопросов и предложили ответить на них протоиерею Александру Елатомцеву, настоятелю храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовнику православной школы «Рождество».
Я хочу увидеть ангела или Богородицу, все время молюсь об этом. Почему Бог мне этого не дает?
Потому что Бог хочет, чтобы ты ему доверяла, а не проверяла. Сейчас твоя молитва с просьбой увидеть ангела звучит примерно так: «Господи, я верю, что Ты есть и ангелы есть, но дай мне глазами увидеть ангела, тогда поверю до конца… а то вдруг его нет?» Господь в ответ на такую проверку молчит. Он ждет, когда ты подрастешь и начнешь видеть ангела-хранителя по его действиям, когда он действительно тебя от чего-то сохраняет, уберегает. Господь учит тебя видеть сердцем, а не глазами.
А насчет Богородицы все еще проще: открой церковный календарь и попробуй пересчитать хотя бы русских святых — скоро собьешься со счету. Так вот, Богородица являлась из них считанным единицам — преподобным Серафиму Саровскому да Сергию Радонежскому. Потрудись так, как они, тогда и проси, а сейчас рановато. Нельзя запрыгнуть сразу на верх лестницы, подниматься нужно ступенька за ступенькой. Попроси Бога сперва о том, чтобы тебе никогда не огорчать родителей, а только радовать. Богородица своих родителей Иоакима и Анну только радовала.
Можно ли увидеть Бога еще при жизни? Или только после смерти?
И можно, и нужно! Только это очень странное слово «увидеть». Мы применяем это слово в разных случаях. Бывают люди дальнозоркие — они видят вдали то, что обычный человек еще не видит. Про таких можно сказать: «У него сильный глаз». Бывает, что человек способен «увидеть» решение математической задачи. У него сильный ум. А чтобы увидеть Бога, нужно иметь сильное сердце. Сильное значит чистое и доброе. Такое сердце, которое постоянно работает: не только кровь качает, но еще и другую работу делает — любит, сострадает, отгоняет обиды, злые мысли, очищает себя покаянием (что, кстати, бывает особенно трудно). Если ты будешь тренировать свое сердце — обязательно сердцем увидишь Бога. Более того, кто так Бога не увидел — никакой не христианин. Он с Богом даже не встречался. А повстречаться с Ним надо еще здесь — потому что после смерти будет уже поздно.
Что происходит с ангелом-хранителем человека после того, как человек умирает?
Честно скажу: не знаю! Знаю, что ангел провожает человека до встречи с Богом, до предварительного суда, просит его помиловать, а что он делает потом — не знаю. Вряд ли он останется без работы. Может быть, какого-нибудь нового человека будет приставлен беречь, а может, станет ангелом-хранителем нового храма или селения. Ангел — значит посланник. На какое дело Господь его пошлет — то и будет делать. А может быть, у него будет отпуск — тогда просто будет Бога прославлять на небесах.
Если я увидела летающую тарелку, это инопланетяне или бесы?
Это был или самолет, или какой-нибудь дрон, то есть управляемый с земли летательный аппарат. Сейчас много всякой техники в воздухе летает и днем, и ночью. Либо это какое-то атмосферное явление. Между прочим, в нашей стране эти самые «летающие тарелки» изучались весьма серьезно, в том числе и специалистами в авиации и космонавтике. И каждый раз, когда разбирались с каким-то конкретным случаем, обнаруживалась вполне обычная причина: или атмосферное явление, или запуск ракет (не обо всех таких запусках сообщается официально).
Так что не надо думать, будто НЛО, то есть неопознанный летающий объект — это непременно инопланетная техника. Вообще, любое непонятное явление надо стараться объяснить естественными причинами, и только если это никак не получается, можно искать какие-то необычные объяснения.
Что касается существования инопланетян — это крайне сомнительно. Реально-то об инопланетянах мы знаем только из фантастических книг, но ведь это же просто фантазии писателей. Не стоит думать, будто всё, описанное в художественной литературе, существует на самом деле. Тем более, нет никаких серьезных научных доказательств, будто есть инопланетяне. А писатели-фантасты, которые пишут про них — они же сами в них не верят, они их используют как иносказание, как способ под другим углом поговорить о чисто человеческих проблемах.
А может, ты имела в виду, что летающая тарелка, которую увидела — это на самом деле бесовские проделки, их маскировка под инопланетян? Действительно, бесы могут применять подобную тактику, чтобы легче морочить людям головы. Они же ориентируются на представления массовой культуры. В древности они показывались людям в виде леших и кикимор, а сейчас, поскольку научная фантастика стала такой популярной, им стало выгодно притворяться инопланетянами, чтобы обмануть духовно больных людей.
Впрочем, я уверен, что это не твой случай. Господь бережет нас от общения с бесами, не дает нам их видеть — ни в их собственном, невероятно гнусном облике, ни в какой-нибудь маскировке. И нужно ну очень сильно перед Богом провиниться, чтобы Он защиту убрал и тебе всякая нечисть в глаза полезла.
Так что летающая тарелка, которую ты видела — не инопланетяне и не бесы, а либо какой-то летательный аппарат, либо редкое атмосферное явление.
У святых нимбы все время? Или только иногда?
Рождается человек, конечно, без нимба. Нимб — это свет Божества, свет, в котором пребывает Сам Бог. По мере жизни, если человек становится чище сердцем, этот свет начинает светить через человека другим людям. А если святого прославит Церковь, то про него пишут иконы, иногда даже с житием (то есть с картинками из его жизни), где мы можем видеть его и в детстве уже с нимбом. Это не значит, что он с детства был святой, это значит, что он с детства шел к своей святости.
Очень интересно, что святых апостолов на иконе Тайной вечери иногда изображают без нимбов, а Христа — с нимбом. Это нам для науки, здесь на языке иконописи объясняется важная вещь: апостолы (а с ними и мы) делаются святыми вместе с Причастием.
После Второго пришествия Христа где будут ангелы? С людьми или где-нибудь в другом раю?
Конечно, в том же самом раю, где Бог и святые. Там святые и ангелы общаются друг с другом как друзья, лицом к лицу. Да и «другого» рая быть не может. Рай — это место, где живет Бог, это Его сад. Если Бог один, то и рай единственный, один на всех.
Можно ли верить в сны, когда снится ангел?
Очень хочется верить добрым снам. Вещие (правдивые, предсказывающие) сны Господь посылал иногда святым. Точнее сказать, посылал ангела, который являлся во сне. Ты, наверное, помнишь из Евангелия, как Иосифу-Обручнику Господь во сне через ангела повелел бежать в Египет и там сохранить Деву Марию и младенца Христа.
Но нам к нашим снам нужно относиться осторожнее. В них нужно не прямо верить, а правильно их истолковывать. Наша душа — большой и глубокий сундук, и мы сами не всегда знаем, что лежит на его дне. Сон — это ключ к сундуку, он может помочь понять нам самим наши переживания.
А чтобы до конца в себе разобраться, очень полезно посоветоваться с папой, с мамой, со священником, которому ты доверяешь.
Послесловие для родителей
«Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, творца… видимым же всем и невидимым…» Очень часто незнание церковнославянского языка играет с нами злую шутку. Много раз, спрашивая взрослых верующих, как они понимают последние слова первого члена Символа Веры ( «…видимым же всем и невидимым»), приходилось слышать такой ответ: «Это про Бога, Он для всех видимый и как бы невидимый».
Я всегда искренне радуюсь за таких людей: для них Бог — видимый! Понятно, что они видят Его очами веры, но только речь в этих словах Символа Веры идет о другом. Символ Веры говорит: «Я верую в Бога… творца небу и земли, всем видимым и невидимым вещам». Слово вещи (предметы видимые и невидимые) удалено из словесной конструкции. Это произошло еще в греческом языке и так было переведено на славянский. Из общего дательного падежа (Творец чему: небу, земле, всему видимому и невидимому) делается понятным, что одно поясняет другое: Бог сотворил Небо и Землю, то есть невидимый и видимый миры.
Сегодняшняя подборка детских вопросов касается именно невидимого мира. В обязанности взрослого верующего входит умение рассказать об этом мире. Что же мы знаем о нем?
- Этот мир принципиально не обнаруживается оптически. Ему нужно быть невидимым. Его Сам Бог сотворил таким, значит, и нечего искать визуальных подтверждений его существования.
- Этот мир для нас является ощущаемым, подмечаемым, чаемым. Мы и сами живем в этом мире своей невидимой душой. Как сказал Федор Тютчев:
О, вещая душа моя,
О, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
- Вход в этот мир расположен в сердцевине человеческого Я, в сердце. Обезличенного входа в этот невидимый мир нет. Или скажу по-другому: войдет только тот, кто употребляет свои, личные усилия. Это есть исполнение слов Христовых: «Царство небесное внутри вас есть».
Может показаться смешным, что какой-то сельский священник берется с апломбом говорить о невидимым и неизреченном… Улыбнитесь! И, пожалуйста, дорогие взрослые, почаще входите в этот реальный невидимый мир, где обитает Бог и должна была бы обитать наша душа. Наши дети обязательно спросят нас, какой он, этот мир? Им очень нужен живой опыт общения с невидимым миром. Опыт честный и трезвый, свободный от ложного мистицизма и суеверий, убедительный и ясный, как Божественная литургия.
Подготовил Виталий Каплан
На заставке: фрагмент изображения Alan O’Rourke