Пилюля от привычки

Что делать, когда тяжело молиться? Что значат сомнения, и как на них реагировать? Как научиться всегда быть благодарными Богу? Об этом рассуждает клирик минского храма равноапостольной Марии Магдалины иерей Роман Артемов.

 

Живой разговор

Для начала нужно разобраться, что такое молитва. Очень часто мы к молитве относимся как к обязательному правилу, которое нужно выполнить, чтобы у нас все было классно с Богом. Но мы забываем одну вещь: молитва – это разговор с Богом, причем не механический, а живой.

Мне очень понравилась практика митрополита Антония Сурожского, которую он описывает в своей книге «Школа молитвы». Он рассказывает, что когда ему было тяжело молиться, он молился по 3 – 3,5 часа, прочитывая каждое предложение до тех пор, пока оно не останется в сердце. Но он говорил, что не все готовы на это, поэтому для других людей есть очень простая практика. Когда мы чувствуем, что молитва не идет, можно попытаться некоторое время, неделю или две, молиться своими словами. Читаем Трисвятое, «Отче наш» и разговариваем с Богом как со своим самым близким человеком. Таким образом мы приучаем свое сердце к тому, чтобы быть честными с Богом, чтобы сказать Ему то, что нами сейчас движет. И тогда, когда снова вернемся к молитве по молитвослову, мы увидим, что слова эти переживаем по-другому.

Митрополит Антоний также говорил о том, что молитвы в молитвослове – это костыли, которые мы неизбежно должны отбросить, когда научимся молиться. Эти молитвы даны нам, чтобы научить нас настоящей молитве с ее строем и образом, с ее просьбами. Они создавались конкретными людьми, и потому нам иногда кажется, что эти молитвы нам не подходят, потому что мы не доросли еще до опыта этих людей. Всегда нужно учиться тому, чтобы молитва была неформальной. Пусть она будет краткой, но она будет настоящей, цельной, своей. А так, если мы превращаем молитву в механическое прочитывание, то оно нам надоест. Это то же самое, что назначить встречу с человеком и вместо разговора начать ему читать книжку; вот только с живыми людьми мы так не поступаем, а с Богом – поступаем.

Всегда есть трудности, когда Господь дает нам ощущение благодати, а потом забирает. Забирает для того, чтобы мы ради этого ощущения потрудились. Поэтому бывают случаи, когда мы остываем, но надо себя возгревать, надо себя постоянно держать в тонусе.

 

В горниле сомнений

Сомневаться – это нормально, все мы иногда сомневаемся. Если посмотреть на жизнь апостолов, то они ведь тоже периодически сомневались, но жизни-то свои они за Христа отдали. Самое главное – то, какие выводы из наших сомнений мы выносим. Бывает, что человек сомневается настолько глубоко, что это его очень далеко оттягивает от Бога. А бывает так, что через сомнения рождается вера, не зря говорят «вера в горниле сомнений». Бывают сомнения, которые настолько поглощают человека, что он просто в них теряется. В таких случаях нужно знать, что сомнения – это еще один звоночек, чтобы проверить нашу веру, чтобы найти те ответы, которые ты хочешь найти. Ведь если не было бы сомнений, не было бы вопросов, а если не было бы вопросов, то наша вера была бы немного странной.

И самое главное – то, кто нам может ответить на эти вопросы, кто находится рядом с нами. Найти кого-то, кому можно задать вопрос, не проблема: можно спросить у верующих друзей, у священников в храме или где-то в интернете. Другой вопрос, кого человек встретит и что ему тот человек скажет.

Эта проблема ложится ответственностью нам на плечи. Вот почему каждый православный христианин должен знать свою веру, интересоваться тем, во что мы верим, и уметь дать ответ вопрошающему. А вопрошающий может нас встретить где угодно.

Я встречал на приходах интересную практику, когда выбирают в храме помощника настоятеля, причем одним из важных условий является наличие духовного образования; или же выбирают человека и отправляют его учиться, например, на катехизаторские курсы. И тогда настоятель спокоен по поводу того, что же ответит вопрошающему этот человек, который стоит в храме.

Если человек сомневается и не находит ответа, то он отходит от Церкви. Бывает так, что человек сомневается и подходит к отцам с одним и тем же вопросом, а никто ему не может ответить, поэтому он отходит.

 

Бог верит в человека

У нас в церковных кругах есть выражение: «Кого Господь любит, того Он больше испытывает». Раньше, до священства, я не мог его понять, ведь, казалось бы, если любишь, то наоборот, будешь делать все, чтобы любимому человеку было классно. И со временем я понял, что когда Господь посылает человеку какую-то скорбь, это не всегда в наказание: очень часто это испытание или попытка человека чему-то научить.

Мы знаем, что Господь нам посылает ровно столько, сколько мы можем вынести. Если это очень сильная и глубокая проблема, то, получается, Господь уверен в том, что мы это вынесем. Здесь уже не человек верит в Бога, а Бог верит в человека. За что Бога тогда не благодарить? Чем сложнее ситуация, тем больше Бог в меня верит, и разве я имею право на Него злиться, если Он в меня верит?

Похожая ситуация бывает, когда начальник дает подчиненному сложное задание. Один подчиненный в таком случае подумает: «О, да он хочет меня уволить», а второй решит, мол, этот начальник мне доверяет, раз дал такое задание. Человек, который злится на Бога, выпытывает у Него: «За что Ты меня наказал?», превращается в первого подчиненного. А человек, который понимает, что Бог настолько глубоко в него верит, совершенно по-другому относится к этой ситуации. Тогда мы пытаемся эту ситуацию преодолеть, выйти из нее победителями, понять, чему Господь хотел нас научить.

Вспомните историю Иова Многострадального. Там не было наказания, там было безграничное доверие в силу этого человека, в то, что он не сломается и все равно останется благодарным Богу. Хотя все люди вокруг, даже его жена и друзья, говорили: Иов, посмотри, в кого ты превратился, а ты Ему еще и благодарен! А он оставался благодарным, потому что Бог в него верил.

 

Кусочки паззла

Сложности в жизни могут быть разные, для каждого есть своя глубина этого доверия. Но в то же время, когда нам необходимо преодолеть какую-то скорбь, мы не должны сразу же начинать обвинять Бога. Мы должны остановиться и подумать – возможно, эта ситуация призвана сделать нас сильнее. Тут есть очень важный момент: когда мы видим какую-то сложную ситуацию, мы видим только маленький кусочек паззла, нам кажется, что это и есть вся картина; но всю картину видит Господь. И когда мы начинаем воспринимать этот кусочек паззла, эту скорбь как что-то безвыходное, это становится нашей главной ошибкой.

Представьте себя на месте родителей. У вас есть ребенок, которому хочется прикоснуться к горящему огню. Вы, конечно, будете его одергивать, может быть, шлепнете по попе, если не будет слушаться. Ребенок же, наверняка, будет думать: «Мама какая-то злая, она не хочет меня пустить к этому красивому огоньку!» Ребенок видит как раз кусочек паззла, а мы ведь видим всю картину, знаем, что может быть, и не пускаем.

Так же и с Богом. Он нам что-то не дает или что-то у нас забирает, и мы думаем: «Какой Он плохой!» А Господь нас просто оберегает. Оберегать Он может по-разному: посылая какую-то сложную ситуацию, не давая нам что-то, что мы просим. А нам кажется – все, это конец. На самом деле Господь пытается нас чему-то научить, ведь как же мы научимся жить, если не будем переживать сложности? Как мы научимся любить, сострадать и быть милосердными, если у нас все будет хорошо?

Господь оставляет человеку свободную волю, и очень часто события в нашей жизни происходят не просто потому, что так попустил Господь, а потому, что мы и сами виноваты. Всегда поражаешься беззащитности Бога в таких ситуациях. Его обвиняют все во всем, хотя очень часто мы сами виноваты.

Формализм теплохладности

Как только мы чувствуем, что нас одолевает формализм и мы слишком привыкаем к Таинствам – а мы привыкаем, мы люди – тогда нужно говорить себе стоп, нужно смотреть: где-то закралась какая-то ошибка. Возможно, мы неправильно подошли к Таинству, возможно, зачастили или не были должным образом готовы. Такое ведь тоже бывает, и, возможно, от такого теплохладного отношения мы теряем ощущение Бога.

В таких ситуациях подход может быть разный. Возможно, следует сделать перерыв и причащаться пореже, возможно, необходимо чуть-чуть побольше помолиться или открыть для себя какую-то духовную книгу, в которой описывается похожий опыт. Мне в свое время помогали труды по литургическому богословию отца Александра Шмемана.

У каждого в данном случае должна быть какая-то своя «пилюля», которую человек должен принимать, но это надо самому выбрать. Все, что мы имеем, весь опыт Церкви предназначен для каждого из нас, но каждый должен выбрать именно то, что ему поможет. Мы должны перетряхивать свою жизнь, чтобы видеть, где у нас есть ошибки. И это тоже работа над собой, и это тоже очень важно.

Это не требует от нас каких-то серьезных аскетических усилий, надо просто стараться всегда держать себя в тонусе. Не нужно себя жалеть, не нужно себя оправдывать, нужно к себе относиться очень строго. К людям надо относиться снисходительно, а к себе относиться строго, и тогда будет хорошо.

Подготовила Надежда ФИЛИПЧИК

В основе материала – 
публикация белорусского православного сайта «Собор.by»