Липкая паутина

Огромный поток литературы по оккультной тематике и восточным религиям захлестнул сегодня книжный рынок, а экран телевизора стал трибуной для выступления магов и школой по обучению колдовству. Почему люди столь легкомысленно относятся к все более широкому  распространению оккультизма, и чем это грозит? Этой теме посвящена беседа с ректором Минской духовной семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.

 

Сегодня используются всевозможные способы, чтобы отвлечь человека от реальности и изменить мышление. Не кажется ли Вам, что таким образом людям хотят навязать мир без Христа?

deb84b670a.jpg– Да, неспроста же так популяризируется жанр фэнтези – в книгах, фильмах, компьютерных играх. Увлекательный мир магов, волшебных заклинаний, прекрасных фей и эльфов настраивает на мечтательность и уводит не только от реальности. Но и от Бога.

Чего стоит один Гарри Поттер – мальчик-колдун из мрачной школы магов! Книга стала бестселлером, многие школьники читают ее. Но чему она учит? Оказывается, нет зла и добра, а все дело в том, как применить волшебную палочку. Таким образом у ребенка стираются самые главные понятия, и постепенно он перестает осознавать их различие.

Просмотрите в интернете названия фильмов – сплошь оккультизм, фантастика.

Да и в массовой культуре, Владыко, в частности, в музыке, уже и не скрывается поклонение диаволу некоторых групп прямо на сцене…

– И самое страшное, что воспринимается оно зрителями как некая шутка, дань моде, протест против общественных установок, но уж только не как что-то ненормальное. Это, как сейчас говорят, «круто!».

Какую жизненную позицию могут сформировать нынешние подростки после таких концертов?

– Если раньше культура несла духовно-нравственный потенциал (даже в советские времена, вспомните, какие фильмы были!), то сегодня культурой называют все, что угодно, но только не высокое искусство. Большинству людей оно неинтересно. Многих интересуют главным образом технологии, чтобы сделать жизнь комфортней.

Так наше желание удовольствий перешагнуло через духовно-культурные потребности, все больше отдаляя нас от Христа. А удаляясь от Христа, мы направляемся прямиком к Его антиподу.

В жажде познать нечто таящееся за гранью неведомого некоторые предпочитают внимать гадалкам, колдунам и прочим служителям преисподней, не понимая, насколько это опасно.

Почему же люди так легко ими улавливаются?

– Вообще нужда в Боге заложена в каждом человеке. Но не все ищут Бога в Церкви, и потому поиски часто приводят к ошибкам. Находят себе кумира или лжепророка, искренне думая, что вот он, бог. Но Творец Един, только Он –  Всевышний, а диавол вводит человека в обман, отправляет на погибель, пользуясь духовным невежеством.

Как правило, колдуны, «знахари» и экстрасенсы хорошо владеют методиками психологического воздействия, с помощью которых и обманывают наивных. Это проводники бесовских сил независимо от того, понимают они это или нет.

По большому счету оккультизм есть искаженная духовность, в которой вместо приобщения Богу и укрепления Его благодатью человек стремится к самоутверждению с помощью «скрытых» сил. Поэтому оккультизм появляется всегда там, где оскудевает или отсутствует истинная духовная жизнь.

В книжных магазинах можно порой увидеть особые отделы, посвященные учению «Новый век» («Нью Эйдж»). Но это ведь тоже оккультное движение?

– Да, оно носит ярко выраженный восточно-мистический характер, с уклоном в сторону индуизма, и впитало в себя многие древние оккультные учения. Его идеологи, например, утверждают, что черная магия — одна из величайших возможностей человеческого развития.

Я бы сказал, движение «Нью Эйдж» – не что иное, как популяризация магии, спиритизма, астрологии, всевозможных гаданий, экстрасенсорики и, конечно же, теософии — учения Блаватской и Рерихов. Кстати, это учение как раз и явилось основой для многих доктрин «Нового века».

А между тем даже среди школьных учителей некоторые почитают Рерихов и увлекаются «Живой этикой».

– Приверженцы «Живой этики» искренне думают, что она совместима с христианством, но это совсем не так. Только внешне все выглядит благопристойно: вроде бы Рерихи учили духовности, красоте, призывали к терпимости и уважительному отношению ко всем религиям, единство которых проповедовали. Они призывали жить в гармонии с природой и Космосом. Казалось бы, что в этом плохого?

Однако помимо призывов к миру, добру и любви в учении Рерихов есть и другая сторона. Это суждения и советы, оценки и предсказания, которые уводят от Бога в мистицизм и каббалу. Можно сказать, что учение Рерихов – это яд в красивой упаковке.

Например, Елена Рерих в письмах признается, что христианство для нее – «сектантское воззрение». «Страшными кощунственными явлениями» называет она то, что Крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха, а грехопадение Адама и Евы считает «величайшим позитивным событием в истории человечества».

Учение Агни-йоги («Живая этика») – главный труд Елены Рерих, который, по словам супругов, возник в процессе их «бесед» с «Великим Учителем». То есть трактаты цикла Агни-йоги они писали под диктовку — записывали «космический диктант». Есть такой феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитации, то есть в состоянии полубессознательном, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, вышедшего на контакт.

Известно много случаев, когда люди, начав близко изучать Агни-йогу или занявшись оккультизмом, теряли рассудок, сходили с ума, причем, согласно оценкам специалистов, подобный контингент пациентов практически не поддается лечению.

Учение Рерихов не только несовместимо с христианством, но и прямо ему враждебно. Например, Рерихи предлагали уничтожить все кладбища как рассадники эпидемий; отменить денежную милостыню; забыть о доброте, ибо, как они считали, доброта не есть благо; народности с их историей и культурой также должны быть отменены. Не удивительно, что Агни-йога склонна с воодушевлением говорить о Люцифере и новом мировом порядке, который в корне противоречит христианскому миропониманию.

Поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года определил Агни-йогу как религиозное течение антихристианского характера и предупредил, что последователи рериховского учения поставили себя вне Православия. Это самая настоящая оккультно-антихристианская секта, которой в свое время диакон Андрей Кураев дал хорошее определение – «сатанизм для интеллигенции».

Так вот эти идеи, изложенные в Агни-йоге, и оказали сильное влияние на формирование и развитие «Нью Эйдж» в России.

В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством магнетизма, спиритизма. Причем бесы обычно являются в виде светлых Ангелов или усопших родственников…

– Нам даны предупреждения в Священном Писании: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19. 31).

Как повествует житийная литература, даже святого Симеона Столпника однажды чуть не обманул бес, явившийся ему в виде Ангела на огненной колеснице. Если уж святые не всегда узнавали демонов, то насколько же нам, грешным, нужно быть внимательными и осторожными.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения и от общения с ними». Святые подвижники предостерегают: нельзя вверяться никакому образу или видению, входить с ними в беседу, обращать на них какое-либо внимание, а нужно только ограждать себя знамением креста.

Иногда приходится слышать, что у кого-то вдруг раскрылись необыкновенные способности — телепатия, ясновидение, умение лечить биополем или передвигать предметы на расстоянии. Здесь нужно твердо знать, что эти способности развились при содействии нечистых духов, и потому они очень опасны.

Нужно поспешить в церковь, начать молиться, исповедоваться, причащаться — и все эти «дары» исчезнут, ибо они не от Бога. В наше время подвижников, достойных Божиих даров, не много и уж никак не стоит себя к ним причислять.

Помните, дорогие читатели, что нет у нас иного пути, кроме как внимать закону Божию, беречься всего, что оскорбляет Духа Святого, и внимательно относиться ко всем делам своим, словам и помышлениям.  И да поможет нам всем в этом милосердный Господь!

Беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ

Публикация пресс-службы Новогрудской епархии (Белоруссия)