Протоиерей Александр Авдюгин о важности воздержания
Но это некоторое число людей с особыми взглядами. Мне же хочется ответить на вопросы простых, не погруженных в полемику прихожан и новоначальных христиан, которые есть среди читателей сайта «Фомы», тех, кто жалуется на тяжесть этого летнего воздержания в пище и развлечениях. И на мой взгляд, делают это зря.
Дорогие! А что, собственно, вас смущает?
Раскройте любое печатное издание или включите телевизор, тут же наткнетесь на советы о похудении, о том, как избавится от лишних килограммов и рекомендации о пищевом рационе для поправки здоровья. Вы же так любите эти статьи почитывать и передачи смотреть! Где же логика?
Разве мы охаем и ахаем (о тяжелой жизни, искушениях и неприятностях) — от недоедания? Чаще как раз наоборот! У большинства наших прихожан медицинские карточки в поликлиниках напоминают приключенческие произведения (по грехам и здоровье), объемом в «Войну и мир».
Так чего же на пост пенять?
Мы, кстати, не задаёмся вопросами, когда после любого светского праздника (к которому стремились, готовились и денежки собирали) обязательно следуют дни большого труда, как физического, так и умственного. А разве это не резонно отнести и к церковным великим праздникам?
Давайте вспомним: со Светлого Христова Воскресенья мы были практически в повседневном духовном празднике и в телесных послаблениях. Разве не пора и честь знать? Не пора в себя заглянуть?
Помните, перифраз шекспировского Гамлета у Высоцкого «Я повернул глаза зрачками в душу, а там сплошные пятна черноты»? И для того чтобы суметь глянуть, пост обязателен. Иначе пятна не видны будут…
Красота, Богом данная, только лишь тогда полноценна, когда свою меру знает. Так давайте соблюдать эту меру, привыкать не только наслаждаться покоем и отдыхом, но и подниматься вовремя на духовный труд. Чтобы не заплыть жиром и не облениться.
В канонах нашей Матери-Церкви четко записано, что после Недели всех святых до апостольских торжеств — пост предписан. Это сделано не просто так, не по человеческой прихоти, а для нашей пользы. И главное здесь то, что без внутренней сосредоточенности, анализа своей личностной троичности (тело, дух, мысли) никак невозможно по-настоящему откликнуться на призыв Христов:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33).
А летним дням, отпускам и дачам Петровское воздержание никак не мешает. Старину вспомните. И сенокос, и работы по хозяйству, и уборка овощей с фруктами, и пост! Все вмещалось.
И не надобно бояться и стесняться своего вежливого отказа от приглашения на очередное веселье тела, как и нет ничего плохого в объяснении, почему в эти дни вы не налегаете на скоромное. Боитесь, вдруг «чего люди скажут»? Пусть скажут. Не бойтесь: даже если при всех подтрунят – не беда, а вот уважать сильнее будут. Если, конечно, кроме поста телесного не забудете о любви к ближним. Без которой любой наш аскетический подвиг теряет смысл.
Иллюстрация на заставке: Аркадий Пластов. Сенокос. 1945. Собрание Государственной третьяковской галереи
Источник: Фома.ру