Архимандрит Андрей (Конанос): Полюбил врага – значит, скоро встретишься со Христом

Может ли Господь находиться с нами на футбольном поле, на работе и на кухне, почему мы делим свою жизнь на «правильную» и «неправильную» и как через отношение к другим людям увидеть Христа – рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).

Будничные дела не мешают Христу войти в твою жизнь

Архимандрит Андрей (Конанос)

Наша повседневная жизнь не может помешать нам чувствовать Господа. Лишь бы наша совесть была чиста и спокойна, на душе – мир, а повседневные дела совершались по благословению Христову.

И ты, глава семьи, и ты, мать, хозяйка, – где бы вы ни работали, в офисе или дома, на кухне, – вы не забыты Богом. Вас сотворил не какой-то непонятный бог. Вы созданы Господом. И у вас обоих – удивительное, прекрасное предназначение: познать Христа, Которого любят все великие святые. Полюбить Его так же, как они. Полюбить Христа, Который проходит сквозь запертые двери и Которому совсем нетрудно найти вас везде, где бы вы ни были и что бы ни делали. Можете быть на кухне, на улице, убираться или стирать, вязать, ходить по магазинам… Христос – повсюду, Он – среди нас, в нашей повседневной жизни.

И есть люди – простые, искренние, честные, трудолюбивые, воспитывающие и своих детей такими же – которые, пока не зная Христа, подсознательно стремятся к Нему. Ведь они ищут добра, а Господь всегда идет навстречу благим намерениям. И такие люди тоже могут ощутить в своих буднях присутствие Христа. Это удивительно и наполняет смыслом всю нашу жизнь. Ведь жизнь представляет собой ценность тогда, когда мы хоть немного начинаем узнавать и чувствовать Христа.

Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик св. Силуана Афонского, автор его жития, вспоминает, что, когда он жил в русском монастыре святого Пантелеимона на Афоне, духовник поручил ему выучить греческий язык, чтобы вести корреспонденцию как с греческим правительством, так и с обычными греками, посещавшими этот монастырь (потому что здесь говорят только по-русски). Отец Софроний был духовным человеком, любил молиться, ощущал присутствие Божие. И он сказал своему духовнику:

– Отче, если я буду учить греческий, мне понадобятся словари, учебники, я буду много читать, много учить… Но ведь это очень отвлекает от молитвы! Боюсь, я перестану молиться и потеряю Христа из-за этой учебы, на которую вы меня благословляете. Можно ли этого как-нибудь избежать?

– Нет, дитя мое, – ответил ему духовник. – Ты будешь делать то, что я тебе сказал. Будешь учить греческий язык и увидишь, что если делать это со смирением, любовью, верой и послушанием (как учил апостол Павел – делать словно для Самого Господа), то почувствуешь Христа в том, что делаешь.

И архимандрит Софроний проявил послушание. Он перестал читать Добротолюбие, перестал постоянно молиться по четкам, как было раньше, и начал читать учебники, учить глагольные формы, выполнять упражнения. И хотя он думал, что не сможет ощутить таким образом Христа и потеряет то чувство, которое присутствовало в его душе ранее, случилось обратное: душа его стала наполняться еще большей любовью ко Христу и он начал еще сильнее ощущать присутствие Божие.

Так что будничные дела не мешают Христу войти в твою жизнь. И неважно, как ты трудишься: учишься в школе, в университете, работаешь на заводе или в магазине, отвлекает тебя что-то или нет, – здесь не может быть преград. Ты можешь слышать множество звуков – разные шумы, гул автомобилей и прочее, – а в душе при этом есть таинственное пространство, где очень тихо, нет никакого шума, куда не доносится ни один посторонний звук, слышно лишь дыхание Утешителя Духа Святого, которое можно почувствовать даже в шумных Афинах.

В твоей душе есть пространство, предназначенное только для Христа. И если Христос видит, что ты со смирением трудишься там, где находишься, Он непременно придет и найдет тебя.

Необязательно заниматься для этого чем-то «духовным»: это очень большое заблуждение, свойственное многим из нас, христиан, – думать, что Господь рядом с нами, только когда мы ведем себя «духовно». Мол, если мы ходим по воскресеньям в храм, молимся пять минут утром и вечером, иногда читаем что-нибудь духовное, – этого достаточно. Нет, это ошибочное мнение.

У нас не Закон Божий, а футбол

Господь присутствует в нашей жизни не в определенные моменты. Ведь в таком случае жизнь делилась бы на части – духовную и… Какую? И что это вообще такое – духовная жизнь? Жизнь, на которую изливается благодать Святого Духа.

То есть ты хочешь сказать, что Святой Дух изливает благодать на твою жизнь лишь в определенные моменты? Получается этакое размежевание, когда мы делим свою жизнь на части: «Эта часть – для Бога, эта – для работы, эта – на еду, или на сон, или на домашние дела»… Мне сразу вспоминается случай на нашем школьном дворе, когда мои ученики играли в футбол и один из них то и дело выкрикивал непристойности. Я сказал этому мальчику:

– Думай, что говоришь! Это неприличные слова!

– Ну, отче! – ответил он. – Сейчас ведь у нас не Закон Божий! Сейчас футбол!

– Ошибаешься, – сказал я ему тогда.

Ты ошибаешься, думая, что Христос не может находиться рядом с тобой на футбольном поле, или игровой площадке, или там, где ты встречаешься с друзьями, на рабочем месте, в спальне, на кухне – где бы ты ни находился. Разве можно представить себе, что Христос в какой-то момент просто отсутствует? Думаешь, Бога нет рядом в твоей повседневной жизни, когда ты занят обычными делами, детьми, семьей? Значит, ты разделил свою жизнь на «хорошую» и «плохую», а дела – на «правильные» и «неправильные».

Христос действительно отходит от тебя, когда ты грешишь. Потому и следует избегать греха. Но если ты не делаешь ничего плохого, греховного, то это большое заблуждение – «изгонять» Бога из повседневной жизни. А мы и правда так делаем, «удаляем» Его из своих будней, думая, что духовная жизнь – это только разговоры на богословские темы. А ведь священник, например, может сказать что-нибудь духовное, даже не упоминая о Боге. Он может шутить, посмеиваться, говорить про обычные дела, а при этом в каждом его слове – Христос!

Примечательно, что святые прошлого века – старец Порфирий, старец Иаков, старец Паисий и прочие, – говорили не только о Боге. Они могли замечательно пошутить, сказать что-нибудь интересное, актуальное для сегодняшнего дня, прокомментировать какую-нибудь новость – и все это они говорили со Христом.

Это потрясающе – Господь входит в нашу будничную жизнь и являет Себя в ней. Все вокруг духовно, все свято и исполнено благодати Духа Святого, Который наполняет всю вселенную. Все живое существует потому, что пропитано Его благодатью.

Это происходит даже во время детской игры. Когда твой ребенок играет, Бог покрывает его, и движения ребенка совершаются в благодати Святого Духа.

Фото: tatmitropolia.ru

А молитва – это прямая связь с Богом. И что бы ты ни делал при этом, она несет в себе Божественную благодать. Когда ты за рулем, разве это не духовное действие? Ведь ты ведешь машину внимательно, со страхом Божиим, а не просто спешишь домой после работы. И такое внимательное отношение разве не говорит о твоем смирении и любви? А где смирение, там и Божья благодать, не правда ли? Все покрыто благодатью. Все свято.

Поэтому давайте с сегодняшнего дня перестанем делить свою жизнь на части: мол, эта – Христу, а эта – миру. Это ошибка.

Христос непременно найдет тебя, что бы ты ни делал

Некоторые люди, вернувшись домой в воскресенье из храма и переодевшись в домашнюю одежду, тут же и вести себя начинают по-другому. Они думают: раз литургия закончилась, то можно снова ругаться, грязно шутить, неуважительно разговаривать друг с другом – в общем, вести себя не так, как в церкви. Служба-то закончилась, мы не в храме!

Да нет. Церковью может стать и твой дом, и твой автомобиль, и комната, и каждый твой поступок. Пусть наша жизнь не будет похожа на рынок, где продается масса всего, а ладаном торгует лишь одна женщина с краю. То есть среди множества товаров можно при желании купить и немного ладана. Именно так мы представляем себе нашу жизнь, так представляем себе Церковь.

Церковь – это то, что всегда можно найти в дальнем уголке нашей бурной жизни, а хаос вокруг как был, так и есть. Нет, это не так. Церковь – во всем. Она наполняет собой все мои движения, слова, все дела, политику, искусство, историю. Все пропитано Божественной благодатью, все может стать поводом для явления Христа. И при чтении грамматики можно почувствовать Христа, как случилось с архимандритом Софронием, и во время работы в саду, когда копаешь землю – душа в такие минуты смиряется, вспоминая, что все мы взяты из земли, и земля эта наполнена творческим дыханием Бога. И все, абсолютно все может напомнить о Боге и привести к Нему. Главное – быть искренним: искренне стремиться ко Господу, искать Его. И тогда Христос непременно найдет тебя – что бы ты ни делал.

Христос непременно найдет тебя, что бы ты ни делал. Не веришь в Христа? Даже если так, но при этом твои намерения – благие, попроси Его прийти к тебе. И Он придет.

Попроси Его об этом. Скажи: «Господи, я слышал, что Ты есть. Слышал, но почувствовать Тебя я не могу, я не верю в Тебя. Но хочу, чтобы Ты пришел ко мне. Я не могу, а Ты можешь, Ты должен! Разве я могу познать Тебя? Разве мой ограниченный ум может постичь безграничного Бога? Разве может моя душа почувствовать Христа, Который выше всех наших мыслей и поступков?»

Достаточно одного злого помысла, чтобы прогнать от себя Христа

Первый шаг навстречу изначально сделал Бог. Он первым полюбил нас. Но для того, чтобы и сейчас сделать этот шаг, Ему нужно найти место в нашей душе. Нужно, чтобы душа искала, преследовала Его, даже сомневалась. Только так можно обрести Бога. Преследуйте Его. Он нарочно отдаляется от нас, чтобы мы еще сильнее стремились к Нему, еще больше хотели отыскать Его. А Он отдаляется – потому что стремление к Нему должно быть не статичным, а динамичным. Бог – Личность. И Он нарочно избегает легкого пути – потому что мы привыкли, что нам все легко дается, привыкли к удобствам, привыкли обращаться к Нему, пребывая во грехе. И Бог отдаляется в таких случаях.

Достаточно одного злого помысла, как учит св. Силуан, чтобы прогнать от себя Христа; одной дурной мысли, одного чувства – ревности, или ненависти, или неприязни, презрения, косого взгляда. Одного из этого «списка» достаточно, чтобы оттолкнуть от себя Христа. Но если ты по-настоящему, искренне желаешь обрести Его, Он найдет тебя. Даже если при этом сомневаешься, ошибаешься, колеблешься, даже если иногда утрачиваешь веру – наступит момент, когда Он придет к тебе.

И когда ты увидишь Христа, когда у тебя появится свой личный опыт, когда почувствуешь прикосновение Бога так, как если бы к тебе прикоснулся другой человек, – тогда поймешь, что это не обман. Ты сам в этом убедишься, твоя душа убедится, убедится окончательно. И у тебя появится то, что называют благопроизволением, когда человек всем сердцем начинает искать Христа и действительно начинает Его видеть – по-настоящему, так, как Он Сам хочет приблизиться к тебе.

Господь не желает даже нашей молитвы, если между собой у нас нет мира

Я не знаю, какой путь Господь выбирает в каждом частном случае, но, безусловно, впечатление будет настолько сильным, что после этого ничто уже не сможет поколебать твою веру, что бы кто тебе ни говорил. Ты не будешь слушать никаких доводов, мнений.

Это как у влюбленных супругов: если кто-то посторонний начнет одному из них наговаривать на другого, его даже не станут слушать: влюбленные живут в другой реальности, живут друг другом, и их любовь и счастье так велики, что нет никакого дела до чужого мнения. Так и ты скажешь в ответ на всякие «разумные» доводы: «Я не понимаю вас, не понимаю ваших доводов. И спорить с вами не буду. Если вас не убеждает моя радость, мое счастливое лицо, то я, в свою очередь, даже не буду пытаться. Сами поймете, когда захотите».

Но, конечно, увидеть Христа, познать, ощутить Его можно только через отношение к другим людям. Невозможно обойти своего ближнего на пути к Богу. Очень важно, как мы относимся к другим. То есть если у тебя с людьми хорошие отношения, тебя любят, с тобой общаются, ты ко всем относишься со смирением и снисхождением, без гнева, резкости и раздражения, то в таком случае и правда открываешь Христу дорогу в твою жизнь.

Потому апостол Иоанн Богослов и говорит в своем соборном послании, что невозможно любить Бога и при этом ненавидеть брата своего, который рядом, который – твой ближний. Ведь Бог дальше, чем ближние. Бога мы даже не видим. Как же можно говорить, что обладаешь живой верой и любишь Бога, Которого не видишь, огорчая при этом своего брата, которого видишь?

Господь говорит, что не желает даже нашей молитвы, если между собой у нас нет мира. «Сначала иди и примирись с братом своим». Ты не можешь приносить дары в церковь, не можешь приносить Богу свечи, пять хлебов и елей в надежде на встречу с Ним, если с ближним нет мира. Ты ничего не почувствуешь. Ничего.

Бога нельзя купить. И опыт общения с Ним нельзя купить. Господу хочется, чтобы в первую очередь мы любили друг друга. И только в таком случае Он принимает наше служение и готов прийти к нам.

Фото с сайта u-f.ru

Полюбил врага – значит, скоро встретишься со Христом

Вот почему Господь так часто открывается нам через обычных людей. То есть бывает так, что человек через своего ближнего чувствует Христа и получает от Него ответ, где Он.

Помните, может быть, рассказ-притчу о женщине, которая искала Христа. «Господи, – молилась она однажды, – приди ко мне!» И вот к ней постучались трое странников, а она их не пустила. Когда же наступил вечер, женщина сказала: «Вот, Господь обещал прийти, но так и не пришел». – «Это был Я, – ответил ей Господь. – Я был тем бедняком. А ты не впустила Меня».

Бог является нам через тех, кто рядом. Не можешь полюбить ближнего, а при этом хочешь ощутить присутствие Христа? Вряд ли получится. Поэтому св. Силуан, замечательный и любимый многими святой, учит: самый надежный способ привлечь Христа – полюбить врагов. Полюбил врага – всё. Значит, скоро встретишься со Христом. Лучше всего, конечно, вообще не иметь врагов.

По сути, настоящих врагов мы и не знаем, ведь единственный наш главный враг – это диавол, да еще эгоизм. А среди людей у нас нет врагов. Бог просто попускает входить им в нашу жизнь, чтобы помочь нам возрасти духовно – через обиды и огорчения. И в том, что происходит, нет их вины. Виноваты мы сами – в том, что злимся и начинаем жить с этой злобой, ненавистью, местью и завистью. А людей плохих – нет.

Страдание – это путь к божественному знанию

Итак, когда мы научимся любить ближнего, то будет гораздо проще приблизить к себе Христа. И это удается очень многим, но в первую очередь – тем, кто страдает. Страдание при этом может иметь абсолютно разную природу. У кого-то болит зуб, у кого-то – голова, кто-то страдает от бессонницы, а кто-то тяжело болеет – лежит в больнице, терпит уколы, химиотерапию, облучение; или у женщины трудная беременность, она вынуждена несколько месяцев не вставать с постели.

Боль сковывает движения. Она парализует, угнетает, беспокоит нас – особенно если не принимать ее со смирением. Страдают абсолютно все, нет человека, который не страдал бы в этой жизни. Однако далеко не все видят при этом Христа. Страдание не принесет плода, если не принимать его со смирением, как дар Божий. Если тебе больно, но при этом ты ропщешь, жалуешься, негодуешь («За что мне это?») и тревожишься, то Христа тебе не увидеть.

И не сказано, что все, кто страдает, – спасутся. Спасутся те, кто терпит боль со смирением, по примеру Бога. Если воспринимать страдание как ответ Богу – то Бог откроется через это страдание.

Боль дарит знание, Божественное просветление, Божественный опыт. Сколько раз Сам Господь, Пресвятая Богородица, святые или ангелы являлись тем, кто сидел в тюрьме или находился в реанимации! Этим людям в их страдании явился Сам Господь, потому что увидел, как они беспомощны и безутешны. И Он приходил утешить их, ведь Бог – это Утешитель. Да-да, Утешителем является не только Святой Дух. Утешитель – и Бог Отец, и Бог Сын, вся Святая Троица. Бог – Утешитель, и Он утешает.

Св. Силуан рассказывает о двух случаях, когда монахи на Афоне, болея и страдая физически, видели на литургии вместо священников, вместо своих духовников – Христа. Думаю, эти два примера как раз более или менее естественны, ведь литургия сама по себе – чудо, а увидеть чудо в чуде вполне реально. Но вот просто увидеть Бога в своем страдании – это невероятное чудо, непостижимый парадокс. Когда видишь Христа во время литургии, это можно понять. А вот когда видишь Его, находясь в реанимации, где, казалось бы, все тебя покинули и никого рядом нет – это удивительное чудо и великое утешение.

Одна монахиня, приступая к Чаше, увидела в ней Христа. То есть она почувствовала Его так сильно, что увидела вживую. А старец Паисий, узнав об этом, сказал: «Наверняка в прошлом ей приходилось страдать». Он позвал к себе эту монахиню и попросил ее: «Расскажи мне о себе!» И она начала рассказывать, как трудно ей было жить со своими родителями. Они обижали ее, но она никогда не осуждала их и не перечила в ответ, проявляя огромное терпение. Прошли годы, родители умерли.

Старец Паисий, выслушав эту историю, сказал: «Ну, теперь все понятно. Эта сестра потому чувствует Господа, что терпела без ропота». Страдание – это путь к божественному знанию, знанию от Бога.

Просто слушая радиопередачу, нельзя узнать Христа

Пока мы – теоретики. Просто слушая радиопередачу, нельзя узнать Христа. Да, возможно, какие-то изменения и наступят незаметным образом – Господь может сделать это и через слова, через радиопередачу, – но в таком случае ты, скорее, ощутишь что-то неопределенное, что лишь подталкивает к дальнейшим поискам.

Я даю маленькую «порцию», лишь намекая о чудесах и Божественном присутствии, а ты постарайся найти порцию побольше, чтобы не просто полакомиться одним кусочком через мои беседы, а насладиться обильной пищей – тем бесконечным и бескрайним, что дает Христос.

Все это – те дары, которые предлагает нам Господь, близость к Нему – появляется совершенно внезапно, тогда, когда не ждешь. Невозможно ограничить Бога, сказать Ему: «Сейчас я сделаю то-то и то-то и почувствую Тебя. Давай, приходи ко мне, хочу Тебя видеть!» Нет. Господь является неожиданно, здесь не может быть каких-то специальных методов или тактик, которые применяются, к примеру, в йоге или буддизме, где существуют специальные уровни. Проходишь первый уровень, второй, третий, а на пятом наступает просветление.

В Церкви ничего такого нет. Благодать Божия не укладывается в схемы, Христос не укладывается в схемы, границы, которые нам удобны, а приходит внезапно. Как учит св. Исаак Сирин: Бог является внезапно, тогда, когда Его не ждешь. И это не результат каких-то физических действий. Это результат духовной борьбы.

Ничто не абсолютно, ничто не предопределено. И Бога нельзя предугадать. Он приходит тогда, когда не ждешь. Уже наступает полное отчаяние – и Господь неожиданно появляется, удивляя тебя.

Один подвижник на Афоне как-то сказал мне: «Я совсем не чувствую Христа. Особенно последние три года. А раньше – чувствовал. Как тогда Он внезапно пришел, так внезапно и отошел от меня. Почему?

Чтобы я научился любить Его, не ощущая Его присутствия. Чтобы научился любить Бога, просто веря в Него. Пусть я подвизаюсь, ничего не чувствуя; пусть душа высохла, как земля в пустыне Сахара, как афонская земля; пусть не получается пролить ни слезинки, – я все равно молюсь и понимаю, что Господь хоть и не дает мне сейчас того, что давал раньше, Он – Бог, а Бога нельзя втиснуть в рамки. Если Он захочет – Он придет. Тогда, когда захочет».

Бог снова может послать Свой дар, и вновь начнется борьба. Господь Сам знает, как и когда открываться каждому из нас. Один может строго поститься и при этом ничего не чувствовать, а другой может вкусно есть, сладко спать, и Бог посылает ему Свое откровение. Дух дышит, где хочет. Святой Дух, благодать Христова направляются туда, куда хочет Сам Бог.

Фото: patriarchia.ru

Нет других причин жить девяносто, сто лет на земле

И когда мы почувствуем Господа, когда поймем Его, то перестанем задаваться вопросом, есть ли Он. Потому что теперь мы ощутили Его лично. Не будешь же сомневаться в существовании того, что существует! Кто усомнится в существовании, к примеру, собственной матери? Действительно ли она есть, она ли это, правда ли она моя мать…

Человек просто знает это, чувствует каждой клеточкой, у него твердое убеждение в том, что это именно его мать. А это – отец, братья, сестры, родной дом. И вот когда Господь станет нашим домом, когда войдет в наше пространство, когда станет нам близким, родным, Другом, когда Он будет Господь и Бог наш – тогда все сомнения исчезнут и на смену им придет великое удивление. Мы начнем бесконечно славословить Бога, потому что будем ощущать Его, радуясь тому, что в центре Афин, среди машин, беготни, суеты и повседневных забот теперь живем Им – вечным, абсолютным, совершенным, превосходным. И поймем, почему Бог привел нас в этот мир – именно для того, чтобы мы узнали и полюбили Его.

Нет других причин жить девяносто, сто лет на земле. Все прочее – лишь вспомогательные ступени, ведущие к этой конечной цели. А если здесь вам нужны какие-то доказательства – просто вспомните, сколько времени длится то, что порой кажется нам смыслом жизни. В любой момент это может закончиться, исчезнуть, покинуть нас.

А Господь и Его любовь никогда не заканчиваются, потому что Бог – это абсолютная Цель, абсолютное Благо, совершенный Дар. И будем молиться, чтобы Господь послал нам этот дар, будем протягивать руки за этим даром – руки чистые и пустые настолько, насколько необходимо. И тогда дар наполнит их, и мы будем удерживать его правильно, с благоговением, и раздадим всему миру – с любовью к каждому.

Как сказала Пресвятая Богородица в видении старцу Парфению – стать монахом означает освятить себя ради всего мира. Стать святым. Что это значит – «стать святым»? Посвятить себя Христу и в любом деле чувствовать Его – непрестанно радуясь, передавая тем самым благословение всему миру.

Когда человек святой, когда он чувствует Христа, то не только помогает самому себе, но и является великим благословением для всего мира, прекрасным даром, помогая всем явно и неявно своим призванием от Бога в этой жизни.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

Источник: Православие и мир