всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии
«Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю
днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера.
Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем»
(Пасхальный канон)
В сей нареченный и святый день, исполненный Пасхальным ликованием, обращаю к вам, дорогие братья и сёстры, приветствие, горящее снизшедшим на Гроб Господень Благодатным Огнём и воспламеняющее наши хладные сердца вечно радостным:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этот невещественный и Благодатный Огонь, которого мы каждый год ожидаем от чудодействующего Господа, по Его милости опаляет грехи, страшит демонов, просвещает верных, исцеляет немощствующих, согревает унылых, веселит праведных. Ад повержен, смерть уничтожена, ад опустошён, а мы слышим обетование от Всемогущего Творца, радостнее которого нет известия: «…Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14, 19). Не легко была приобретена эта радость, не даром получено наше бессмертие и не без труда воссияло Пасхальное утро. Ещё вчера, стоя у Гроба Господня, размышляя о Его страдании и смерти, мы свидетельствовали о том, что знаем, кто обагрил Христовы одежды кровью, кто наносил Ему раны и кто стал виновником Его невыносимых страданий — «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя…» (Акафист Божественным Страстям Христовым). Мы веселимся Христову Воскресению, однако не были его причиной. Он самовластно Воскрес от гроба, неся освобождение и любовь тем, кто этого не заслужил. Ибо мы были причиной лишь Его Голгофы. Умирая вместо нас, Сын Божий платит дорогую цену за наши грехи — отдаёт всю Свою жизнь. Как же чудовищно то, что мы привыкли платить чужими жизнями за свои ошибки! Нашему комфорту мешают дети — и мы убиваем их ещё прежде рождения. Нам тягостны обязанности или вожделенны деньги — и вот от равнодушия, трусости и корысти погибают в огне люди. Раз за разом мы вновь приводим Христа на Голгофу. Мы разрываем Его в материнской утробе, мы заставляем Его задыхаться от дыма вместе с невинными детьми, мы обрекаем Его на нищету вместе с нашими стариками, мы проходим мимо Него голодающего, мы оставляем Его одиноко умирать в больнице.
Не все, радостно вкушающие пасхальные снеди и любящие громогласные пасхальные приветствия в действительности могут увидеть Воскресение Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов учит: «Большинство людей верит в Воскресение Христово, но весьма мало таких, которые его видят чисто… Посему священная песнь, которую имеет каждый на своих устах, говорит: Воскресение Христово не веровавше, а что? — «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Как же нас ныне Святой Дух понуждает говорить: что мы его видим, когда никогда его не видели, «Воскресение Христово видевше», когда Воскресение Христово случилось однажды… и никто более не видел Его Воскресающим? Не хочет же Божественное Писание нас обмануть? Конечно же нет. Но то, что нас побуждает исповедовать, есть истина, то есть Воскресение Христово совершается внутри каждого верующего и не один раз, но каждый час, мы сказали бы, поскольку Он Сам Владыка Христос в нас воскресает, блистающе и сверкающе сиянием нетленного Божества. Светоносное явление Духа нашего воскресения, является как утро (Ин. 21, 4), более того, человеку подается дар зрения воскресения». Чтобы воскреснуть вместе со Христом, мы должны и сораспяться Ему. Мы должны убивать в себе смертоносные страсти, дабы и жизнь Христа стала нашим дыханием.
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1) — говорит апостол. Такими были Святые Царственные Страстотерпцы, 100-летие мученического подвига которых мы будем молитвенно чтить в июле этого года, когда у места их убиения вознесём молитвы вместе с нашим Первосвятителем Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который прибудет в город святой Екатерины вместе с сонмом архипастырей. Удивительно, с какой пасхальной тихой радостью Святая Царская Семья воспринимала все несправедливости и страдания! Преподобный Иустин Челийский писал: «Молитва наша — полна вечной радости, и пост наш полон вечной радости, и милосердие наше, и истина наша, и правда наша, и страдание наше, всё это полно вечной радости, ведь ведет нас в объятия к Единому Человеколюбцу — Чудесному и Чудотворному Господу нашему Иисусу Христу, чтобы с Ним вечно царствовали на Небе, если Он уже царствует в душах наших на земле через Святые Таины и святые добродетели». Так, наполняя вечной Пасхальной радостью даже свои страдания, Святые Царственные Страстотерпцы приняли смерть от рук собственного, предавшего их, народа. Один из самых могущественных правителей земли тихо и кротко сносит издевательства банды разбойников, показывая нам что такое следовать за кротким Христом, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20). По слову преподобного Максима Исповедника: «Кто в подражание Господу относится к людям с состраданием, тот не допускает, чтобы надломленный грехом переломился совсем». И Воскресший Христос, придя к ученику, ставшему предателем, не говорит ему справедливых слов укоризны, а спрашивает лишь об одном: «Любишь ли ты Меня?». Этот вопрос Господь задаёт сегодня каждому из нас, предающих Его леностью, слабостью, равнодушием или открытым злом: «Любишь ли ты Меня?». И каждому, кто покаянием и исправлением преодолеет своё отступление и в порыве любви кинется к Воскресшему через волны всех житейских бурь, как некогда апостол Пётр, — тот найдёт Христа, уже ожидающего у гостеприимного уютного костра, на котором приготовлена Им Божественная трапеза, приглашающего всех: «Придите, обедайте».
Господи Иисусе Христе, дай нам быть участниками Твоей трапезы, согрей нас у Твоего костра, напитай нас хлебом жизни. Воспоминанием наших грехов не переломи нас, надломленных, но исцели благодатию Твоего Воскресения, дабы чистыми устами от чистого сердца мы радостно свидетельствовали, что для нас и в нас
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
г. Екатеринбург
Пасха Христова
2018 год